Alibaba станет мобильным оператором
Крупный игрок на мировом рынке онлайн-коммерции – китайская Alibaba – создает виртуального мобильного оператора. По сообщению ресурса Тelekomza.ru, уже в июне новый игрок MVNO-рынка начнет предоставлять услуги передачи данных по 3G и голосовых вызовов. Пакеты услуг будут продаваться на торговых площадках Alibaba – Taobao Marketplace и Tmall.com.
Концепция виртуальных операторов (Mobile Virtual Network Operator или MVNO) предполагает, что компания арендует инфраструктуру мобильных операторов и продает трафик, формируя собственные тарифы. Заходить на этот рынок интересно, в первую очередь, ритейлерам, поскольку для распространения услуг можно использовать розничную сеть, а также маркетинговый потенциал торгового предприятия.
Сразу несколько крупных игроков пытались запустить аналогичную схему в России, однако, как утверждают эксперты, истинных MVNO-операторов, как правило, не получалось. В основном речь шла о кобрендинговых проектах мобильного оператора и ритейлера, который был связан обязательствами как по продаже конкретного продукта, так и по форме договора с клиентом.
В качестве такого примера можно вспомнить запущенный под занавес 2008 г. проект МТС и "АШАН" под брендом "А-Мобайл" для покупателей этой торговой сети. Похожий проект под названием "Аллё" МТС запустила в 2010 г. и с X5 Retail Group. В прошлом году с сотовым оператором подписал соглашение мультиканальный ритейлер "Связной". Компании реализовали проект под брендом "Связной мобайл", при этом ритейлер использует номерную емкость и биллинговую систему МТС и берет на себя продвижение новых тарифов.
Среди российских проектов, реализованных ритейлерами и претендующих на подобную независимость, можно вспомнить попытку "Евросети" создать собственного виртуального оператора на базе сети СМАРТС в 2007 г. Однако ему так и не удалось выйти на приемлемые финансовые результаты и уже в 2009 г. проект был свернут.
В качестве одной из причин сформированной в России модели сотрудничества операторов и крупных ритейлеров обычно называют тот факт, что операторам не выгодно создавать себе конкурентов в лице MVNO-проектов. Зато интересно использовать потенциал торговых сетей как дополнительный канал продвижения своих продуктов.
Социальные интернет-сервисы Pinterest и Polyvore расширили эту концепцию — здесь пользователи могут размещать изображения товаров, услуг или вещей, которые их интересуют. В результате получается некая сетка рекомендованных продуктов. Согласно статистике, при таком типе презентации продуктов количество покупок растет. По результатам исследования компании Gartner, 59% потребителей сделали покупки, увидев товар или услугу на доске рекомендаций Pinterest. На долю сервиса Polyvore приходится 20% всего онлайн мерчандайзинга в социальных сетях.
Эти данные привлекли внимание Staples — второго по величине онлайн ритейлера. Staples использовали Pinterest и Polyvore в рамках программы редизайна своих интернет-магазинов и физических торговых точек. Используя стратегии ассиметричного мерчандайзинга и опираясь на научно-исследовательские данные о психологии и поведении потребителей, компания Staples поставила задачу упростить выбор товаров на своих сайтах и в своих магазинах.
Арун Арора, главный вице-президент по электронной коммерции Staples, рассказал на собрании Национальной Федерации Ритейлеров (NRF) о том, как его компания использовала идею «курирования», чтобы помочь покупателям, перегруженным информацией, принимать решения о покупке быстрее и проще.
Для редизайна физических магазинов компания Staples пошла на сокращение огромного ассортимента товарных позиций. Это означало «выбор трех продуктов, которые наилучшим образом соответствуют потребностям потребителей по характеристикам и цене» — заявил Арун. Для тех покупателей, кто желает получить более широкий выбор, в магазинах Staples были установлены цифровые терминалы с доступом к огромному ассортименту товаров на сайте Staples.com.
Если говорить более конкретно, компания Staples применила стратегию ассиметричного мерчандайзинга, выкладывая вместе товары, которые не имеют очевидной связи. Аналогично тому, как рекламодатели используют изображения, чтобы рассказать историю, Staples группирует несвязанные товары, чтобы рассказать историю о том, как это сочетание товаров может удовлетворить потребности и цели покупателей. Например, компания Staples представила модели рабочей столовой и конферец-зала, поместив товары в контекст, что может стимулировать офисных менеджеров делать дополнительные, связанные покупки. Данная стратегия усовершенствовала традиционную выкладку рядами более простыми и привлекательными способами.
Начиная с октября 2013 года, когда заработал новый сайт, рост конверсий составил 100%. Площадь торговых залов сократилась с 2600 кв. метров до 1100 кв. метров при сохранении ассортимента. Использование ассиметричного подхода позволило Staples увеличить выручку и упростить свои интернет-магазины и физические торговые точки за счет сокращения количества товарных позиций.
Материал переведен и подготовлен на базе www.merchandisingmatters.com Свернуть