Уанет ожидает бум электронной торговли
Увеличение оборота украинских онлайн-магазинов в прошедшем году превзошло ожидания их руководителей – и даже опередило темпы роста выручки офлайновых продавцов.
Как сообщает интернет-журнал "Контракты", рост дохода "обычных" магазинов в прошлом году не превысил 30%, зато оборот электронной торговли увеличился минимум в полтора раза. Тем не менее, онлайн-торговля занимает менее 0,4% от общей доли украинского ритейла – например, в США на долю интернет-магазинов приходится более 2% розничных продаж.
Наиболее активны киевские онлайн-покупатели. Как рассказывает в интервью журналу и.о. руководителя службы интернет-продаж компании "Фокстрот. Техника для дома" Ирина Кодий, "в столице сосредоточено 80% этого рынка и лишь 20% находится в регионах". По данным маркетинг-директора ООО "Супермедиа-Украина" Оксаны Журавель, киевляне совершают около 60% от всех покупок. Активно развивается интернет-торговля в восточном и южном регионах Украины. А вот западные, северные и центральные области страны обеспечивают не более 15% выручки.
Согласно рейтингу Bigmir.net, в январе 2008 года в Украине насчитывалось 3168 онлайн-магазинов – примерно в 3-4 раза больше, чем 2-3 года назад. Но похвастаться годовым оборотом в $1 млн. могут только около сотни магазинов. В двадцатке самых популярных виртуальных торговых ресурсов только одну позицию (17 место) занимает интернет-магазин крупной розничной сети "Фокстрот" – остальные магазины ведут преимущественно онлайновую деятельность. Согласно исследованиям компании Gemius Ukraine, проведенным в 2007 году, в рейтинге спонтанного знания интернет-магазинов покупатели отметили три главных игрока: fotos.com.ua, matrix.com.ua и ozon.ru.
По словам Оксаны Журавель, в сети в основном представлены "товары вторичного спроса": компьютерная и бытовая техника, средства связи, косметика, книги, диски, товары для детей и дома. Продукты питания и дорогие предметы (машины, драгоценности и т.д.) вряд ли кто-то будет покупать через Интернет, уверяет она. С ней соглашается Антон Мартынов, руководитель проекта audiobooks.com.ua издательства "АудиоПланета": "По моим наблюдениям, люди неохотно покупают в онлайн-магазинах, к примеру, продукты питания, поскольку невозможно проверить срок годности и качество. Не пользуется спросом и одежда — ее в большинстве случаев нужно примерять".
Некоторые цифры:
1. По итогам третьего квартала 2007 года Интернетом пользовались 6,5 млн трудоспособных украинцев (21%), что на 3 % больше, чем годом ранее (данные исследования GfK Ukraine). Потенциальным клиентом онлайнового магазина является только каждый пятый украинец. Согласно исследованиям компании Gemius Ukraine, только каждый третий пользователь Сети совершает покупки через Интернет. Исходя из этого украинская аудитория онлайновых магазинов оценивается в 2,2 млн. человек — это примерно каждый 15-й представитель взрослого населения.
2. Стоимость покупки, совершенной через Интернет, колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Например, средний чек торговых точек проекта audiobooks.com.ua — 75 грн. (около 375 рублей)
3. Оплачивать покупки украинцы предпочитают по факту: наличными курьеру, после того как убедятся в качестве заказанного товара. По статистике audiobooks.com.ua тех, кто оплачивает покупку только после доставки, почти 55%.
4. По мнению экспертов, украинский рынок интернет-торговли развивается бешеными темпами — по динамике развития он сейчас примерно в два раза обгоняет российский, где ежегодный рост онлайн-шоппинга составляет менее 40%. По ожиданиям Еврокомиссии продажи через интернет в Евросоюзе должны удвоиться через пять лет — в Украине объем торговли онлайн может увеличиться вдвое уже в текущем году.
5. Причина не только в росте числа подключений — заметно возросло доверие покупателей к интернет-магазинам. Эксперты объясняют этот факт выходом на просторы уанета известных крупных розничных сетей: "Эльдорадо", "АЛЛО", "Евросети", — что подсознательно увеличило доверие к дистанционной торговле. Кстати, некоторые специалисты полагают, что даже прогнозируемые на этот год 70-90% роста интернет-продаж — только "разогрев". По их мнению, настоящий бум на рынке онлайн-торговли Украины начнется через год-полтора.
Портал TechCast.com, специализирующийся на прогнозах технологического развития цивилизации, .... Подробнее