Российским ритейлерам обещают "открыть" Китай
Китайский интернет-ритейлер JD.com и подконтрольный ВЭБу Российский экспортный центр (РЭЦ) совместно займутся поставками российских продуктов в Китай. Гендиректор РЭЦ Петр Фрадков и президент международной бизнес-группы JD.com Виктор Сюй 15 марта подписали меморандум о сотрудничестве.
В документе говорится, что JD предоставит интернет-площадку для российских товаров, а РЭЦ "прорабатает идею создания специального продукта для надежных поставщиков, который позволит ускорить процедуру возврата НДС".
Товары для витрины будут отбираться экспертами РЭЦ и JD.com — это станет гарантом качества российский экспортной продукции. РЭЦ совместно с JD.com будет содействовать адаптации российской продукции на рынках Китая, ее сертификации и лицензированию.
К сотрудничеству будет привлечен еще один партнер из числа российских операторов интернет-торговли, он будет определен к маю 2016 года.
В первую очередь речь идет о свежих продуктах питания из различных регионов России. Чтобы снять возможные вопросы со сроком годности, в JD обещают использовать только авиадоставку онлайн-заказов.
Несмотря на то, что у JD уже есть опыт торговли нашими товарами в Китай, ранее это были товары без жестких ограничений по срокам доставки и условиям хранения. Напомним, первой компанией, вышедший на китайский рынок электронной коммерции благодаря JD.com стал отечественный бренд Canoe, специализирующийся на пошиве и продаже головных уборов.
Из-за ослабления рубля экспорт отечественных товаров стал привлекательным. Но, для того, чтобы наладить сотрудничество с КНР, нужно принять во внимание множество факторов, включая востребованность конкретной продукции в Поднебесной. На сегодняшний день Китай наиболее активно импортирует следующие категории товаров (в скобках указан рост за последние пять лет):
- Предметы искусства и коллекционирования (+7,061%)
- Злаки (+477%)
- Молочные продукты, яйца, мед (+402%)
- Сахар (+395%)
- Мясо и морепродукты (+278%)
Отметим, что именно продукты являются основными товарами, которые в Китай поставляют продавцы из России. Как рассказывал президент международной бизнес-группы JD Виктор Сюй, китайские потребители особенно ценят российское молоко и рыбную продукцию, крабов, креветки, шоколад, некоторые сорта пива, кондитерскую продукцию.
Однако, для наращивания экспорта именно продуктов питания, предстоит решить вопросы с ветеринарными разрешениями на мясные продукты. Такие разрешения необходимы для вывоза свинины, говядины и говяжьих субропдуктов из России. Кроме того, на данном этапе китайская таможня запрещает ввоз из нашей страны продукцию с содержанием белка, включая даже морепродукты и рыбу. Поэтому, участниками рынка высказывается предположение, что первыми товарами могут стать разве что замороженные овощи и некоторые крупы.
Экс-министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник со своей стороны уточняет, что хотя список интересных для китайских импортеров экспортных товаров из России достаточно широк, возглавляют его, к сожалению, не сельхозтовары и не продукты. Китайцев очень интересует лом нержавеющей стали и древесина. Из сельскохозяйственных же продуктов растущим спросом пользуется лен, который китайцы перерабатывают для бумажной и фармацевтической промышленности. "Из совсем частных случаев – в китайской кухне востребованы куриные лапки, которые в русской кухне вообще не используются, поэтому частники занимаются поставками этого экзотического субпродукт в Азию. Также, пользуются спросом "традиционные русские" продукты, такие, как ядро кедрового ореха, но тут тоже больше всего оптовых поставок, и около 5% – частных продаж", – рассказала Скрынник.
С начала этого года JD объявил о желании стать одним из ключевых онланйн-каналов российского экспорта. Причем в компании пообещали, что Китай — только первый шаг для наших ритейлеров и, после отладки процессов, интернет-площадка откроет продажи отечественных товаров и для онлайн-покупателей из других стран мира через трансграничную платформу JD Global. Также Сюй заявил, что компания намерена не просто продавать, а и помогать российским продавцам и производителям в дальнейшем продвижении товаров.
Коммерческий директор компании «Внешторг» Антон Сикорский рассказал информационному порталу Retail-Loyalty.org о том, как изменилось покупательское поведение на этом рынке и о том, что, по его мнению, может спасти крупные и мелкие магазины DIY в отсутствие предновогоднего ажиотажа.
В 2015 году на рынке наблюдается ситуация дисбаланса прогнозов и реальности. Управляющие как мелких, так и крупных торговых сетей в основной своей массе ожидали, что покупатели будут действовать по схеме прошлого года: в условиях кризиса в период новогодних распродаж скупать товар и вкладывать финансы в него, как более устойчивую «валюту». Однако все происходит наоборот – потребители сокращают объемы закупок товаров DIY. Объясняется это тем, что если в прошлом году у россиян были существенные накопления и они приоритетно стремились их во что-то вложить (например, в бытовую технику, электронику, товары для ремонта, инструменты и пр.), то сейчас люди тратятся только на необходимое. Траты происходят прежде всего, в рамках сегмента Food.
Наряду с другими non-Food рынками, уровень спроса упал и в сегменте DIY (Do It Yourself) и ударил по магазинам и сетям по продаже товаров для дома. По данным консалтинговой компании Watcom в июне 2015 года поток посетителей в строительные магазины упал на 25% по сравнению с 2014-м.
По оценкам экспертов, рынок DIY в России сократился за этот год на 10-30% в долларовом эквиваленте в зависимости от товарных категорий. По оценкам ИА «ИнфоЛайн» в рублях проседание рынка составит порядка 5% – т.е. до 1,46–1,48 трлн рублей. При этом Москва и Петербург от кризиса пострадали в меньшей степени, а вот в регионах закрылось около 20% торговых точек. Преимущественно снижение числа торговых точек коснулось некрупных региональных сетей, владевших 6-8 магазинами, и сокративших их число до 2 или 3. Показателен пример Санкт-Петербурга и Ленобласти – здесь в первом полугодии объем розничной и мелкооптовой торговли в сегменте DIY снизился на 3% и составил 49,5 млрд рублей. При этом за этот же период розничные цены выросли примерно на 20%, а фактический объем продаж сократился наполовину.
Розничные магазины DIY оказались, по сути, между молотом и наковальней. С одной стороны резко упал спрос, и потребитель стал выбирать не то, что нравится, а то, что может себе позволить, что можно купить с большой скидкой. С другой стороны, поставщики в новых условиях менее охотно дают магазинам отсрочки платежа, не всегда вовремя доставляют товар, а банки все чаще отказывают в кредитах.
В таких жестких условиях магазины вынуждены действовать решительно и зачастую рискованно. Если ранее среди участников рынка DIY было принято довольно строго соблюдать минимальную рекомендуемую производителем цену, без существенных отклонений, то сейчас магазины идут на организацию не всегда выгодных для себя промо-акций и распродаж – просто для того, чтобы закрыть существующие задолженности перед поставщиками.
Второй тренд 2015 г. на рынке DIY состоит в ускорившейся консолидации рынка. Невзирая на общую для всего рынка отрицательную динамику, крупные торговые сети DIY продолжают экспансию, «отъедая» долю рынка у мелких и средних игроков. К примеру, сеть Leroy Merlin, владеющая 40 магазинами в 17 субъектах РФ, в 2015 году открыла 8 магазинов в разных регионах страны, а в 2016 г. торговый гигант планирует открыть еще 20 гипермаркетов, охватив не только города с населением от 400 тысяч человек, но и локации, где проживает порядка 200 тысяч жителей. Из других иностранных игроков: сеть OBI планирует открыть в ближайшие два года (2016-2017) порядка 18 новых гипермаркетов.
В этому году компания запустила 25-ый магазин на территории России – в городе Брянске. В прошлом году сеть вела более активную инвестиционную политику, открыв сразу 3 новых гипермаркета и достигнув показателя в 24 торговые точки. Определенный задел сделала и сеть Castorama, договорившись с местными властями ряда регионов о строительстве новых объектов. Также в 2015 г. четыре магазина открыла сеть «Строительный двор», два – сеть «Петрович», по одному – сети «Максидом» и «Бауцентр».
Спад продаж у мелких и средних игроков обусловлен в значительной степени новым типом покупательского поведения потребителей. Новые собственники квартир находят способы экономить на ремонте и материалах. Во-первых, все чаще ремонт делают сами, отказываются от импортных материалов, стараются заказывать напрямую у оптовых поставщиков. Покупатели ищут в интернете адреса официальных представителей производителей, связываются с ними, и покупают необходимое дешевле, чем у ритейлеров. Кроме того, четко виден и дрейф покупателей от офлайновых форм шопинга в онлайн-каналы.
Преимущество интернет-продаж поняли как крупные представители DIY рынка, так и небольшие строительные магазины. Так, онлайн-продажи компании «Петрович» достигли в 2015 г. 23% от оборота, а доля интернет-продаж компании «Максидом», по сравнению с 2014 г, увеличилась в полтора раза и составила 2% от общего объема реализации. Даже региональные игроки сокращают количество розничных точек, но пытаются сохранить объемы за счет интернет-продаж. Рынок интернет-торговли в сегменте DIY еще не консолидирован, он только идет к насыщению, поэтому здесь есть место для локальных розничных магазинов (в отличие, например, от рынка онлайн-продаж бытовой техники, где четыре магазина собирают львиную долю выручки в стране).
Согласно данным Insales.ru, товары для дома возглавили топ-5 самых быстрорастущих сегментов онлайн-торговли, показав рост в размере 60%. Второе место в этом рейтинге заняли автозапчасти и стройматериалы (рост — 44%). В числе лидеров онлайн-сегмента DIY-рынка вошли компании «Юлмарт», «Мир инструмента», Кувалда.ру и «220 вольт». Подсчёты Data Insight демонстрируют, что за первые 9 месяцев 2015 года интернет-продажи в сегменте DIY достигли в денежном выражении объема в 44,3 млрд рублей. Из этой суммы 21,4 млрд руб. пришлись на товары для строительства и ремонта, 15 млрд руб. – на мебель и еще 8 млрд – на другие товары для дома. Согласно данным этого же аналитического агентства, уже 40% российских DIY-сетей открыли свои онлайн-магазины.
Создание интернет-магазинов сегодня для сетей DIY представляется сейчас оптимальным вариантом для того, чтобы улучшить падающие показатели, которые демонстрирует весь рынок. Если в начале года данные по продажам были еще положительными, то уже с конца марта объём продаж в магазинах DIY начал заметно сокращаться. Так, к примеру, в начале июня падение в среднем по рынку достигло 20-25%. Отметим, что выход DIY-ритейлера в онлайн-канал (т.е. создание собственного интернет-магазина) хотя и способен отчасти решить текущие проблемы, все же должен быть частью комплексной антикризисной стратегии.
В арсенале сетевого ритейлера существует еще один важный инструмент, который помогает повысить лояльность к сети, увеличить трафик и размер среднего чека. Так как во время кризиса люди менее чувствительны к бренду и готовы к новым решениям, в которых баланс цены и качества более привлекателен для них, магазинам DIY стоит обратить внимание на выпуск товаров под собственной торговой маркой (СТМ, private label, частная марка). Крупные сети уже давно освоили private labels, однако в 2015 г. мы видим, что и региональные компании стали делать первые шаги в этом направлении. Это безусловно правильный путь, который также должен быть положен в основу комплекса антикризисных мер DIY-ритейлера.
Во-первых, иметь продуктовую линейку под собственной торговой маркой — это и надежно, и выгодно. Во-первых, при правильной постановке работы с производством здесь отсутствуют такие риски, как уменьшение скидки поставщиком, перебои с наличием товара и пр. Во-вторых, это возможность покупать товар напрямую у фабрики по низким ценам. И в-третьих, на частных марках магазины способны заработать гораздо больше в сравнении с продажей чужого товара.
По данным «Яндекс.Маркета», в настоящее время самая популярная категория товаров DIY в России – это электроинструменты (в частности дрели и шуруповерты, перфораторы, УШМ). При этом быстрее всего растут продажи наборов инструментов, так как все больше людей стремятся делать ремонт самостоятельно и хотят сэкономить на всем, на чем возможно. В данных категориях успех СТМ, при правильно поставленном процессе работы с поставщиком, фактически предсказуем.
Создание собственной торговой марки для DIY-сети – это, наряду с выходом в онлайн, еще одни верный способ реагирования на кризис и его последствия. Создание линеек СТМ должно помочь небольшим региональным игрокам, не способным конкурировать с крупными федеральными сетями ни по цене, ни по ассортименту, привлекать новых клиентов. Для более крупных сетей СТМ – отличный инструмент, позволяющий увеличивать наценку на товар без последствий для потребителя. Стоит отметить, что собственные торговые марки одинаково выгодны и для офлайн, и при онлайн-канала, так как доступная цена товаров в линейке СТМ привлекает внимание потребителя, повышает его лояльность к сети, и, в конечном счете, заставляет его возвращаться в магазин. Свернуть