Не ходите, бизнесмены, в Африку гулять
В последнее время темпы экономического роста Африки и взросление населения привлекают все больше и больше предпринимателей. Кажется, что тут масса потенциальных возможностей для бизнеса. Основатель африканского института технологии и глава Группы компаний Fasmicro Ндубуиси Экекве поведал интеренет-изданию Harbard Business Review трудностях, с которыми столкнулись предприниматели, начавшие строить в Африке бизнес, связанный с электронной коммерцией. В результате, отмечает издание, эти компании были вынуждены уйти с рынка.
«Действительность интернет-бизнеса в Африке сильно отличается от того, что можно увидеть на других континентах. Оптимистические проекты могут столкнуться тут с суровой реальностью. В результате, оказывается, что вкладывать деньги в африканский интернет-бизнес, особенно в электронную коммерцию – это не очень выгодно», – говорит Экекве.
Первой проблемой, с которой сталкивается на континенте интернет-бизнес – это низкая степень доверия из-за распространения случаев онлайн-мошенничества. Так, обычным явлением здесь является фишинг, поэтому в незнакомом интернет-магазины никто своих данных оставлять не будет.
Совершать электронные платежи в Африке рискует только молодёжь, ориентированная больше на недорогие товары, тогда как африканцы, имеющие достаток выше среднего, не расположены рисковать своими средствами онлайн. Одним из путей решения проблемы является применение опции наложенного платежа, советует Экекве.
На черном континенте очень высокая стоимость доступа к большинству веб-сайтов. Дело в том, что мобильный Интернет, услугами которого пользуется большинство африканцев, предоставляет доступ бесплатно или за символическую плату лишь к некоторым ресурсам, например, к Facebook. Широкополосной доступ является непозволительной роскошью.
Ужасное состояние, в котором находятся почтовые службы континента, затрудняют логистику для ИМ. Разрешение этой проблемы требует существенных дополнительных затрат. «Когда я продаю книги через ИМ в США, то стоит лишь покупателю произвести оплату, я оставляю книгу в почтовом отделении и, фактически, закрываю сделку, не заботясь о доставке», – рассказывает Экекве. В Африке все намного сложнее. Например, можно организовать доставку на мопедах, но этом повлечет за собой увеличение расходов на ведение бизнеса.
Вся Африка, по словам Экекве, представляет собой огромный открытый рынок. Здесь продают всё и все, начиная с охранников, которые управляют магазинами на первых этажах особняков своих хозяев, заканчивая школьниками. И Интернет-магазин вынужден выставлять товары по более высокой цене в сравнении со стихийной уличной торговлей, которую в африканских городах ведёт нетрудоустроенная молодёжь. Необходимость интернет-магазинов открывать банковский счет, арендовать помещение и платить налоги ведёт к появлению неконкурентоспособных цен. Так, в Руанде государство берет 18% НДС, что ставит онлайн-бизнес в невыгодное положение по сравнению с конкурентами, которые вообще не платят налогов.
Еще одной проблемой, с которой может столкнуться ИМ, является неоднородность рынка Африки. Тут разные языки, культурные традиции, трансграничные платежи, а также иные факторы следует учитывать при разработке концепции интернет-магазина.
Наконец, население Африки преимущественно безграмотно. Уровень грамотности в Чаде, Нигере и Буркина-Фасо едва достигает 30%. Онлайн-ритейлерам приходится дополнительно вкладывать деньги в образование помимо инвестиций в развитие инфраструктуры.
Некоторые компании, впрочем, пытаются решать эти вопросы. Напримр, Jumia, ведущий интернет-магазин в Нигерии, который продает все, от товаров для дома до мобильных телефонов и товаров для здоровья и красоты.
Как свидетельствует исследование международной консалтинговой фирмы McKinsey & Company, африканский регион привлекает инвесторов быстрым ростом технологий, а также преобладанием молодого населения.
На интернет-торговлю в Южной Африке приходится всего 1,3% от общей торговли потребительскими товарами, регион слабо изучен, но это значит, что он предоставляет наибольшие возможности для развития бизнеса, считают эксперты. Африка остаётся вторым по величине роста регионом в мире с огромным и не открытым пока миру рынком.
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.
Позволяют наглядно изложить процесс мышления, идеи.
Зачем хорошему помещению простаивать? Давно пора было найти соответствующее заинтересованное лицо, кризис только дал пендаля)