"Магнит" нехотя выползает в онлайн
Основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий не верит в онлайн-торговлю в продуктовом секторе. Его можно понять: месячная выручка сети "Магнит" примерно в четыре раза больше, чем россияне потратили в интернете на продукты за весь прошлый год. Тем не менее, компания начала предпринимать некоторые шаги для создания своего интернет-магазина, сообщает РБК-daily.
"Я не верю в Интернет в области ежедневных покупок питания в массовом количестве", – довольно категорически высказался Галицкий, во время телефонной конференции, где он рассказывал о результатах компании за первое полугодие. Однако он так же сообщил, что какие-то работы в направлении создания интернет-магазина ведутся. Компания присматривается к рынку, по словам основателя, для того, "чтобы, если что, не опоздать на большие продажи". "Магнит" не чурается современных технологий и Интернета в принципе. Не так давно было запущено собственной мобильное приложение сети.
В январе "Магнит" провел опрос среди посетителей своего сайта об использовании интернет-магазинов. Тогда Галицкий заявил, что никакого открытия онлайн-продаж не намечается, а компанию интересуют лишь потребности клиентской аудитории, и подчеркнул, что себестоимость логистики слишком высока для разовой покупки, поэтому покупки через Интернет – это "удел богатых". Тем не менее, на сайте была опубликована вакансия менеджера по интернет-маркетингу. Теперь владелец сети указал на еще одну сложность работы в онлайне для продуктового сектора. По его словам, люди привыкли покупать продукты после работы в магазине у дома, так что и заказывать их через Интернет станут на 6-7 часов вечера, а совершать все доставки в один короткий промежуток времени нереально. "Ваш ужин придется передвинуть ближе к 12 часам ночи", – пошутил Галицкий. Это подтверждается и практикой продовольственного ритейлера "Утконос". По словам руководителя отдела по связям с общественностью компании Натальи Аристовой, у магазина, предлагающего трехчасовые интервалы доставки, самое пиковое время приходится на 6-11 часов вечера. Однако в "Утконосе" как-то с этим справляются.
В 2013 году совокупная выручка интернет-магазинов, продающих продукты питания составила 13 млрд руб, в то время как суммарный оборот онлайн-торговли, по данным компании InSales, достиг 470 млрд руб. Для "Магнита" подобная сумма – капля в море. Только во втором квартале выручка ретейлера составила 163,99 млрд руб., то есть в месяц сеть зарабатывает в четыре раза больше, чем все продуктовые онлайн-ритейлеры вместе взятые за целый год. По прогнозам Галицкого в 2014 году выручка "Магнита" может вырасти на 26–29%, а показатель EBITDA – на 10,5%. В первом полугодии чистая прибыль компании увеличилась на 33,78% и составила 19,46 млрд руб.
Неудивительно, что "Магниту" нет необходимости развивать онлайн-направление. Скорее, продовольственный рынок в российском Интернете нуждается в новых сильных игроках. Еще в марте директор по маркетингу "Утконос" Максим Ледовский отмечал, что выход такой крупной сети, как "Магнит", на интернет-рынок мог бы стать серьезным драйвером продаж, поскольку это привлекло бы внимание потребителей к самой услуге. "Как бы странно не звучало, но, если "Магнит" или какой-то другой крупный ретейлер вышел бы в онлайн, нам бы это даже помогло", – прокомментировала Аристова.
Интерес к интернет-торговле проявляют многие игроки рынка, но достаточно робкий. С продовольственным ритейлом связано слишком много трудностей, и не все с ними справляются. Цена выхода на этот рынок невысока, однако больших вложений требует продвижение, поддержка спроса и логистика. В конце прошлого года ушел в оффлайн магазин Yonamart. "Утконос", несмотря на многолетнюю работу, до сих пор остается убыточным и держится на плаву за счет дотаций владельца "Северстали" Алексея Мордашова. Поэтому не удивительно, что крупные компании не спешат завоевывать продуктовый российский рынок. К примеру, Auchan, запустивший в тестовом режиме интернет-магазин в конце прошлого года, пока торгует онлайн лишь мебелью и товарами для сада. При этом в Европе компания давно продает продукты через Интернет. Магазин E5, принадлежащий Retail Group, так же делает ставку на непродовольственные категории товаров. Да и то слухи о его возможном уходе из сети постоянно бродят по рынку. При этом в продуктовом секторе количество заказов в магазине растет, а средний чек – падает. "Азбука вкуса" планирует в туманном будущем увеличить долю онлайн-продаж до 5% от оборота, однако в 2013 году она составила лишь 2%.
У "Магнита", правда, есть возможность развивать в Сети направление "Магнит-Косметик", что намного проще, чем продавать через Интернет продукты питания. У компании на конец первого полугодия 2014 года насчитывается 8618 магазинов. Только в этом году сеть расширилась на 525 магазинов, из которых 92 – магазины косметики. С такой базой для начала продаж онлайн нужна только разумная организация.
http://www.shopolog.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-rossii-v-2013-godu