Эль скандаль
Новый поворот событий наметился в громком скандале с туроператором "Эль Вояж", который на днях оставил более 200 российских туристов в Хургаде фактически без крыши над головой. Гендиректор "Эль Вояж" Андрей Огнев обвинил в финансовых трудностях компании… сайты по продаже купонов. В ответ директор по развитию купонного сервиса Biglion Олег Савцов пригрозил подать в суд за клевету.
30 августа стало известно, что более 200 российских туристов в Хургаде оказались под угрозой выселения из-за того, что "Эль Вояж" не смог вовремя оплатить их проживание. Чартерный рейс авиакомпании Kolavia, на котором должны были улететь россияне 30 августа, тоже оказался неоплаченным. Еще у 250 клиентов "Эль Вояжа" сорвался заказанный отдых в Египте в сентябре.
Андрей Огнев заявил, что кассовый разрыв у компании образовался потому, что купонные сервисы, в том числе Biglion, вовремя не перевели на счет туроператора деньги, вырученные за продажу путевок. Задолженность составила 3 млн рублей, из-за чего "Эль Вояж" не смог оплатить места в отелях и чартерные рейсы.
Директор по развитию Biglion разослал в СМИ пресс-релиз с резкой отповедью. "Данное заявление является клеветой. Мы никогда не работали с "Эль Вояж". Почему-то ни одно СМИ не удосужилось проверить информацию. Никто не обратил внимание, что компания Groupon продавала туры "Эль Вояж" через свой сайт. Со своей стороны мы официально заявляем, что не несём никакой ответственности за содеяное данным туроператором и будем подавать в суд за клевету" – заявил г-н Савцов. Комментариев от Groupon редакция Oborot.ru так и не дождалась.
Сотрудничество с купонными сервисами может действительно принести больше рисков и затрат, чем выгод. Oborot.ru попросил экспертов прокомментировать ситуацию. Теоретики и практики высказали сходные мнения.
Директор по развитию бизнеса OZON.travel, Дмитрий Яковлев: "В онлайн-бинесе всегда считают стоимость привлечения клиента, сделавшего заказ, то есть CPO. Мы пытались воспользоваться купонным сервисом, но не нашли варианта акции, где CPO мог бы быть приемлемым. Исходя из практики, клиенты купонных сервисов не ориентированы на кросс-продажи, их сложно заинтересовать другими предложениями, где нет большой скидки. Соответственно, нет развития бренда. Пока для нас этот канал дорогой и не очень эффективный.
Владимир Антохин, преподаватель маркетинга МГТУ им. Баумана:
"Купонные сервисы вместо привлечения новых клиентов скорее создают отложенный спрос. Люди, как говорится, "привыкают к хорошему". Съездив в турпоездку или купив товар со скидкой, многие клиенты не пойдут обратно к тому же продавцу, а будут "вылавливать" на купонном сайте следующий купон. Фирма, которая активно продает свои товары и услуги через купонный сервис, вынуждена будет постоянно возвращаться к этой деятельности, в надежде найти новых клиентов. Получается некое "затягивание петли", и наступает время, когда эти затраты уже себя не оправдывают".
Что касается ситуации с "Эль Вояж", турфирму подвела, по мнению экспертов, продажа путевок по демпинговым ценам, неумение просчитывать риски и работа по цепочке, когда авиарейс оплачивается накануне вылета без обязательного депозита на возвратные рейсы. В таких условиях задержка платежа могла действительно стать той самой костяшкой домино, которая обрушивает всю конструкцию.
По началу можно знатно слить бюджет, не зная тонкостей экономии на контексте.
И парралельно запускать все остальное. На что бюджета хватит.