Для самозанятых появится маркетплейс и будут действовать нормы по защите прав потребителей. Что это изменит? Комментарий юриста
На прошлой неделе стало известно, что в России появится маркетплейс для самозанятых Qugo.ru. На сайте компании смогут найти исполнителей для своих задач, а самозанятые – заказчиков. В другой новости, которая может быть интересна для самозанятых, говорится о том, что на них теперь распространяются нормы закона о защите прав потребителей. Мы попросили юриста прокомментировать данные изменения.
В России появился маркетплейс самозанятых
Маркетплейсы для самозанятых стали вполне естественным продолжением общей тенденции: на интернет-рынок больших площадок выходят все более мелкие предприниматели со своим ограниченным, но уникальным ассортиментом. Этакое новое "технологическое средневековье": товар по уровню уникальности приближается к ремесленному, объемы его выпуска каждым отдельным продавцом все меньше, а спрос на все "непромышленное" все выше.
Следующим этапом, по всей видимости, и стал выход на интернет-площадку множества совсем мелких производителей, готовых выполнить работы штучно при поддержке большой и солидной площадки, гарантирующей защиту их прав в обмен на некие отчисления за посредничество — этакие новые цеховые объединения. Пожалуй, именно форма маркетплейса в данной ситуации юридически универсальна и идеальна — за самозанятым остается так ценимая им свобода хозяйственной деятельности, при этом наконец появились гарантии сильного и юридически защищенного посредника, что нельзя не приветствовать.
Кроме того, маркетплейс дает наконец юридическую завершенность правовому конструкту самозанятых: теперь имеется не только само явление, но и место, где можно законно продать свои услуги.
Нормы закона о защите прав потребителей распространят на самозанятых
Еще одна новость из раздела логичных. Если законодательно наконец закреплена и установлена позиция самозанятых — людей, получающих доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, логично ожидать, что будет гарантировано не только их право заниматься тем, чем они занимаются, но и право потребителей на качественный и безопасный товар.
Под качеством товара при этом в законе понимается возможность его использования по прямому назначению, а под безопасностью — право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу. Спору нет, потребитель имеет право на защиту своих интересов вне зависимости от того, от кого получил товар или услугу.
Такая правовая позиция не подлежит сомнению. Проблемы исполнения новой редакции закона скорее состоят в другом. С одной стороны, самозанятый по правовому статусу отличается и от индивидуальных предпринимателей, и от юридических лиц прежде всего тем, что от своей деятельности они не получают прибыли, а только доход, на который чаще всего и существует как самозанятый — юридически он и гораздо менее защищен, и располагает гораздо меньшими ресурсами. Следовательно, возлагать на него полную ответственность по договору в соответствии с законодательством о защите прав потребителей на него и несправедливо с точки зрения духа закона, и фактически невозможно в силу его гораздо меньшей имущественной состоятельности. В некоторых случаях он просто не сможет нести ответственность в полном объеме.
Пока что в нынешнем варианте законопроекта эта ответственность никак не уточнена и не разделена. Второе соображение связано с критериями определения качества товара, произведенного самозанятым (критерий личного производства собственным трудом является основным при отделении самозанятых от индивидуальных предпринимателей). Как, например, определить качество ручной росписи предмета интерьера? Что для данного товара является нормой качества, а что — отклонением?
Так что, скорее всего, положения закона еще будут уточняться и изменяться. Тем более, что на настоящий момент поправка к закону заключается в простом причислении самозанятых к группе продавцов товаров и услуг, включенных в отношения о защите прав потребителей. Тем не менее, пока судебная практика говорит скорее о том, что суды не склонны предоставлять самозанятым какие-то послабления при рассмотрении споров с их участием, и тем самым скорее делают их положение менее выгодным и защищенным, чем первоначально предполагалось при введении понятия самозанятости.