"Яндекс.Маркет": без паники, мы ничего не сносим
Со вчерашнего дня ecommerce обсуждает новость о том, Яндекс" начинает трансформировать "Маркет" в онлайн-гипермаркет. Об этом рассказал РБК гендиректор "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков. По его словам, обновленная площадка будет выглядеть как традиционный гипермаркет, но в интернет-версии.
Гришаков не сообщил РБК подробностей, а те формулировки, в которых он описывал изменения бизнес-модели, были расплывчатыми. Из них понятно только, что Маркет планирует все больше контролировать взаимодействие интернет-магазинов и покупателей, делать упор на CPA-модель продаж и предлагать продавцам собственный фулфилмент.
Мы попытались узнать подробности в пресс-службе "Яндекса". Публикуем ее ответы.
Что изменится для онлайн-продавцов на площадке?
Никаких глобальных резких изменений не будет. Что меняется — покупатель хочет другой сценарий покупок, и наша задача дать ему то, что он хочет в первую очередь. Чем дальше, тем больше Маркет будет отдавать предпочтение магазинам, которые смогут вместе с Маркетом обновлять экосистему продаж и предоставлять покупателю дополнительную ценность на всех этапах (от ассортимента до экспертных консультаций при покупке разных товаров). В общем, без паники, мы ничего не сносим.
Будут ли все интернет-магазины переведены на CPA-модель продаж?
Нет, так не будет. Магазины сейчас сами определяют стратегию размещения, и мы не планируем это менять. Один из свежих примеров случился в июле, когда мы запустили новую модель ранжирования и дали возможность магазинам размещать CPC-предложения наравне с CPA-предложениями на карточке модели товара. Мы даем приоритет тем магазинам, которые лучше исполняют заказы покупателей.
Вы говорите, что будете предлагать ритейлерам отдать "Маркету" весь фулфилмент. А как же крупные компании, у которых со своим фулфилментом все хорошо? Насколько эти услуги будут, скажем так, навязываться?
Если у магазина действительно все хорошо с фулфилментом, он сможет сравнивать свои возможности с качеством, которое будет предоставлять "Маркет". Это ниша сейчас быстро развивается, работы хватит для всех игроков. Небольшие магазины смогут делегировать "Маркету" часть своих бизнес-процессов, это сэкономит им ресурсы для других важных задач.
Как вообще будет выглядеть обновленный бизнес-процесс работы с "Маркетом" для интернет-магазина?
Для всех по-разному. Магазину надо будет понять, что он умеет делать лучше всего. Например, построить качественный логистический процесс в одиночку сложно и затратно. Особенно на фоне того, что запросы покупателей все время растут. В такой ситуации магазину будет проще хорошенько подумать и решить, что он готов будет прорабатывать самостоятельно, а что отдаст аутсорс. Например, нам. А сэкономленные ресурсы магазин может пустить на развитие того, в чем он действительно уникален. Например, ценовая политика, рекомендации экспертов или персонализированная работа с аудиторией.
Готов ли "Маркет" к оттоку крупных магазинов, который, как мы считаем, неизбежно произойдет после нововведений?
Сейчас есть какое-то количество крупных магазинов, но сам рынок интернет-торговли в России на фоне других стран очень мал. Да и возможностей для роста много. Нам кажется, что именно в этом причина того, что разговоры о возможном оттоке все время возникают и затихают.
Что именно означают слова "модель гипермаркета"? "Яндекс.Маркет" начнет продавать собственные товары и (или) открывать офлайновые ПВЗ?
Мы не строим гипермаркет в классическом понимании этого слова. Речь идет о создании экосистемы, которая позволит правильно применить как уникальную экспертизу "Яндекса" в интернете, так и уникальную экспертизу магазинов, которые уже есть или будут появляться на российском рынке. Мы продолжаем строить партнёрские отношения с магазинами. Как мы уже говорили выше, Маркету важно, чтобы партнеры сервиса вместе с нами могли дать своим покупателям новый опыт покупок в интернете. Этот опыт будет в разы комфортнее, безопаснее и выгоднее по сравнению с сегодняшним днем.
"Маркет" собирается стать монополистом на рынке?
Доля e-commerce в России пока только 4% от доли ритейла в целом. Это не тот порядок цифр, когда говорят о монополии. Мы верим, что вместе с другими игроками сможем вырастить долю электронной торговли, как минимум, до 10-15%.