Три онлайн-России
Все больше россиян вовлекаются в мир онлайн-покупок и платежей. Об этом говорят данные исследования PayPal и Data Insight "Онлайн – экономика России: как жители больших, средних и малых городов покупают, продают и платят в Сети".
Рост онлайн-экономики идет повсеместно однако темпы роста отличаются. Различия (и сходства) мегаполисов, средних городов и периферии стали главным фокусом исследования 2018 г.
Ключевые факты
Большие города – лидеры по всем параметрам. Жители мегаполисов – самые опытные интернет-пользователи. У них наиболее долгий и разнообразный опыт в покупках и платежах через Интернет. Большинство из них вовлечено в онлайн-экономику плотно и сразу по множеству направлений. Многие и платят, и покупают в интернете, и используют онлайн-переводы.
Уровень проникновения онлайн-торговли весьма высок. И тем не менее число интернет-пользователей в мегаполисах продолжает расти по всем направлениям: онлайн-покупки, онлайн-платежи, переводы.
Жители больших городов – лидеры по освоению мобильного шоппинга. Особенно это касается онлайн-покупок "на ходу" – вне дома и работы – и использования смартфонов для заказа услуг.
Горожане мегаполисов активно пользуются интернетом не только для покупок и платежей. Здесь выше всего доля пользователей, получающих онлайн-переводы и продающих через Интернет товары или услуги.
Отставание средних городов от мегаполисов по проникновению онлайн-платежей и онлайн-переводов небольшое. В то же время сохраняется существенный разрыв между мегаполисами и средними городами по проникновению онлайн-покупок и особенно по их частоте.
Онлайн-спрос на электронику и технику, товары для дома и ремонта, книги и продуктов питания сконцентрирован в больших городах. А вот одежда, обувь, косметика, парфюмерия и автозапчасти так же востребованы в средних городах, как и в мегаполисах.
Заметная часть пользователей в средних городах уже освоила онлайн-продажи б/у товаров или товаров, которые не подошли. Но проникновение "профессиональных" онлайн- продаж товаров и услуг остается на низком уровне, как и в малых населенных пунктах.
Даже за пределами больших и средних городов 73% пользователей вовлечено в интернет-экономику. Большинство совершает онлайн-покупки. Около половины использует онлайн-переводы. Проникновение интернет-платежей приближается к 50%.
Жители небольших населенных пунктов используют онлайн – покупки абсолютно по тем же причинам, что и жители больших и средних городов. Это в первую очередь удобство поиска товаров и сравнения цен, а также экономия.
Интернет-продавцов товаров и услуг на периферии относительно немного. Но те, кто этим уже занимается занимается, работают так же активно и серьезно, как и онлайн-продавцы из мегаполисов.
Тренды
82% опрошенных за последние 12 месяцев совершали в онлайне покупки или платежи, или использовали онлайн-переводы.
На начало 2018 г. уже более половины российских интернет-пользователей покупают товары в Интернете или используют денежные переводы.
Популярность онлайн-покупок на периферии всего на год отстает от среднероссийской. А в крупных городах – опережает среднероссийские показатели примерно на год.
Все больше людей не выбирают между отечественными и зарубежными площадками, а покупают и там и там.
И не только.
Онлайн-покупки активных пользователей интернет -магазинов становятся все более разнообразными.
Три онлайн-России
Аналитики выделили три категории населенных пунктов, население которых ведет себя в Интернете очень по-разному.
В крупных городах поведение потребителей наиболее вариативно.
Мегаполисы, и в первую очередь Москва, – первые по частоте онлайн-покупок. А вот лидеры роста – регионы.
Главный разрыв – не в количестве онлайн-покупателей, а в частоте покупок.
Одежда и автозапчасти – географически самые универсальные категории
Большие города – мобильнее.
Почему они уходят?
Авторы исследования анализируют, почему покупатели уходят, так ничего и не купив.
Начнем с того, как россияне объясняют свое желание покупать в Сети.
Чаще всего пользователь отказывается от покупки… по своим личным причинам, на которые вы не можете повлиять.
Теперь углубимся в детали.
В регионах люди не покупают, потому что у них просто нет денег
У 53% опрошенных за последние 3 месяца были заказы в интернет-магазинах, которые они не получили или от которых отказались.
Бесплатная доставка и хорошие отзывы о товаре являются лучшими драйверами конверсии.
Скидка в 5% за онлайн – предоплату влияет на конверсию сильнее, чем скидка в 15% "за просто так".
Срочную доставку за деньги как фактор, способный помочь принять решение о покупке, выбирали в 4 раза реже, чем более абстрактный вариант ответа "возможность получить заказ в тот же или на следующий день
Платежи подтормаживают
Количество пользователей онлайн-платежей в регионах растет медленнее, чем количество онлайн-покупателей.
Российские пользователи все еще относятся к онлайн-платежам с недоверием. Интернет-оплате не доверяют 33% опрошенных в больших городах, 41% в средних и 38% в малых.
Однако уже 14% пользователей вообще или почти не используют наличные. И это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Безналичные способы оплаты постепенно набирают популярность и в малых городах.
Лучше всего разбивает стену недоверия опыт успешного возврата платежей.
На Москву, Санкт-Петербург и их области приходится более половины рынка (54,8%), но доля регионов действительно растет, подтверждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Предоплаты также больше характерны для крупных городов, где доля онлайн-оплат составляет 10–20% по сравнению с 3,5% в регионах. В первую очередь это связано с развитостью сервисов по доставке товаров в крупных городах и возможностью быстро вернуть деньги, если товар не подошел, считает Соколов.
Регионы продают
Продажей товаров или услуг через интернет в регионах занимается почти такая же доля россиян, что и в мегаполисах.
Экспортеров стало на четверть больше.
С2С-продажи чаще всего делаются в Украину.
Половина кроссбордерных онлайн-продаж – одежда, обувь и техника.
Было опрошено 4005 респондентов в возрасте 18-64 года, из всех типов населенных пунктов России. Опрос проводился онлайн.
Ограничивать какими-то рамками поведенческий фактор можно, а запрещать - нет. Это напоминает Фамусова: "Чтоб это зло пресечь, все книги надо сжечь". Ребятам из госдумы хочется посоветовать набираться ума и мудрости. И лучше это делать до принятия статуса депутата, а не во время несения этой службы. Свернуть