Шесть IT-инструментов, без которых сложно представить современную мультимодальную логистику
В условиях постоянно развивающейся логистики интеграция средств информационных технологий стала играть важную роль в повышении эффективности, наглядности и общей производительности. Одной из ключевых областей, где ИТ-инструменты оказали значительное влияние, является мультимодальная логистика.
Генеральный директор российско-китайской компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина рассказывает о революционном изменении мультимодальной логистики, которое стало возможным благодаря внедрению ИТ-инструментов..
Для справки. Мультимодальная логистика — это транспортировка грузов по одному договору, выполненная, как минимум, двумя типами транспорта. Данный процесс подразумевает беспрепятственную координацию и интеграцию различных видов транспорта (таких как автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской) с целью оптимизации цепочки поставок.
1. Видимость в реальном времени
Одной из основных проблем мультимодальной логистики является обеспечение видимости всей цепочки поставок в режиме реального времени. ИТ-инструменты, такие как GPS-слежение, радиочастотная идентификация (RFID) и устройства IoT (Internet of Things), позволяют менеджерам по логистике отслеживать движение грузов на каждом этапе. Такой контроль помогает прогнозировать возможные задержки, оптимизировать маршруты и принимать взвешенные решения для обеспечения своевременной доставки грузов.
На практике это реализовано в виде специализированных международных платформ, осуществляющих отслеживание (трекинг) движения контейнера на всех этапах от загрузки до выгрузки. В морских контейнерных перевозках своя система отслеживания, на железной дороге – своя.
Примеры:
- Один из крупнейших морских перевозчиков, Maersk Line, использует технологии отслеживания для мониторинга грузов с помощью GPS и сенсоров. Это позволяет им точно определять местоположение контейнеров, их состояние и проходить через таможенные процедуры более эффективно.
- "Почта России" внедряет системы отслеживания, которые позволяют клиентам отслеживать местонахождение посылок в режиме реального времени. Это помогает повысить прозрачность и оперативность доставки грузов.
- В свою очередь, UPS использует технологии для оптимизации путей доставки, прогнозирования времени прибытия и управления цепочками поставок в реальном времени для минимизации задержек и оптимизации маршрутов.
RFID-техенология позволяет отслеживать весь путь грузоперевозки
Для облегчения контроля за движением применяются технологии сквозного контроля движения контейнера, которые обрабатывают данные морского, железнодорожного и автомобильного трекинга и увязывает их в единую цепочку данных. Это позволяет значительно упростить и ускорить обработку мультимодальных логистических маршрутов.
2. Интегрированные системы управления
ИТ-инструменты играют важнейшую роль в интеграции различных аспектов мультимодальной логистики. Современные программные системы предлагают комплексные решения, объединяющие различные виды транспорта, управление складом и контроль запасов. Такие интегрированные системы управления позволяют оптимизировать операции, сократить количество ошибок, допускаемых вручную, и улучшить взаимодействие между различными участниками цепи поставок.
Интегрированные системы имеют два ключевых аспекта: объединение логистических систем и интеграция информационных процессов в логистике.
Пример. ERP-системы управления предприятием (SAP, Generix, MA-3, 1С и др.) интегрируют управление логистикой, складами, закупками и другими бизнес-процессами, упрощая управление цепочкой поставок для многих международных и российских компаний различных отраслей. А одним из ярких примеров цифровой платформы является национальная логистическая система Китая, известная как LOGINK. Она считается одной из наиболее развитых платформ, созданных в рамках развития цифровой экономики. LOGINK обеспечивает согласованность транспортно-логистических процессов в Китае, Японии и Корее, что объединяет множество потоков информации и способствует поддержке малого и среднего бизнеса в сфере логистики.
Благодаря интегрированным системам, сегодня можно без каких-либо затруднений отследить появление товара на складе поставщика (и даже производства), находящегося в Китае, оперативно организовать доставку несколькими видами транспорта, хранение на СВХ и локальную доставку "до двери" — все это не покидая рабочего кабинета в офисе.
Пять IT-тенденций в логистике, которые могут коснуться каждого ритейлера уже в ближайшем будущем
3. Аналитика данных для оптимизации
Огромный объем данных, генерируемых в мультимодальной логистике, может оказаться бесполезным без соответствующих инструментов. ИТ-решения, оснащенные возможностями анализа данных, позволяют специалистам по логистике изучать исторические данные, выявлять закономерности и принимать решения на основе полученной информации. Предиктивная аналитика помогает оптимизировать маршруты, минимизировать время прохождения грузов и снижать затраты. Такой проактивный подход способствует повышению общей эффективности и производительности.
Согласно данным Deloitte, 60% лидирующих компаний в отрасли планируют вкладывать в разработку аналитических моделей в течение ближайших 5 лет.
Пример. Одними из первопроходцев в этой сфере в России стали РЖД. В 2019 году компания начала процесс цифровой трансформации, с акцентом на big data, представив цифровую платформу для мультимодальных пассажирских перевозок, включающую следующие компоненты:
- аналитика, основанная на машинном обучении;
- автоматизированные системы коммуникаций с человеком;
- использование дополненной реальности;
- технологии машинного зрения;
- управление пользовательским опытом.
Крупнейшие курьерские службы используют аналитику данных для оптимизации маршрутов доставки. Они собирают и анализируют данные о трафике, погоде, времени доставки и других факторах, чтобы выбирать наиболее эффективные и быстрые маршруты для доставки грузов.
С точки зрения организации логистики огромное преимущество дают системы сквозной аналитики данных и децентрализованная облачная система контроля и принятия решений. Движения грузов осуществляется благодаря интегрированной системе контроля движения, а обработка, хранение и доступ к данным осуществляется децентрализовано. Результат — клиентский менеджер видит весь путь контейнера, этапы оформления, где возник простой и почему и т.д. Для клиента это выражается в режиме "Одного окна" — он больше не обзванивает участников мультимодальной цепочки, пытаясь получить нужную информацию.
Искусственный интеллект в логистике: тенденции, сложности при внедрении, сферы применения, кейсы
4. Автоматизация и робототехника
Автоматизация и робототехника преобразуют логистическую отрасль, особенно склады и распределительные центры. Автоматизированные управляемые транспортные средства (AGV), роботизированные манипуляторы и автономные беспилотники все чаще используются для решения таких задач, как погрузка и разгрузка грузов, сортировка товарно-материальных ценностей и проведение инвентаризации. Эти технологии повышают скорость и точность выполнения операций, что приводит к повышению эффективности и экономии средств.
Пример. DP World, оператор портов и терминалов, внедряет системы автоматизации и роботизации в своих мультимодальных терминалах. Они используют автоматизированные краны, транспортные системы и системы управления для оптимизации грузопереработки и увеличения производительности портов.
Узким местом с точки зрения временных затрат в логистике ранее традиционно считался этап принятия клиентом решения. Выбор оптимального маршрута, хорошей ставки, сопутствующих услуг — это отнимало время и требовало от клиента большой аналитической работы. Разумеется, клиентский менеджер всегда поможет, но это тоже время. Сейчас же этот этап сокращен до минимума благодаря таким инструментам, как онлайн-калькулятор расчета маршрутов и ставок, телеграм-бот, который не только рассчитывает ставки, но и подбирает реальные маршруты с учетом ежедневной обстановки у перевозчиков.
5. Технология блокчейн
Согласно исследованиям, внедрение технологии блокчейн в логистические системы может увеличить объем международной торговли на 15% и общемировой ВВП на 5%. Технология блокчейн находит все большее применение в мультимодальной логистике благодаря своей способности обеспечивать безопасный и прозрачный способ регистрации транзакций. В сложной цепи поставок, включающей несколько видов транспорта и взаимодействие компаний из разных юрисдикций, блокчейн обеспечивает целостность и прослеживаемость данных. Это помогает предотвратить мошенничество, сократить объем бумажной работы и повысить доверие между различными участниками логистической экосистемы.
Примеры:
- С начала 2017 года IBM и оператор контейнерных перевозок Maersk провели тестирование блокчейна при транспортировке партии французской электроники. Они приняли решение о создании совместного предприятия для разработки блокчейн-платформы, ориентированной на глобальную логистику.
- "Газпром нефть" начала исследования применимости блокчейн-платформ в 2018 г., как в области логистики грузов, так и платежные инструменты. Так, в марте 2021 г. "Газпромнефть-Аэро" — оператор авиатопливного бизнеса "Газпром нефти" — успешно завершил испытания собственной цифровой платформы Smart Fuel на базе технологии блокчейн в международном аэропорту Мурманска.
Простой пример того, как технология блокчейн облегчает сегодня жизнь — это организация цепочки коммерческих поставок между участниками, находящимися в разных странах. Традиционная схема предполагает большое количество взаимодействий на уровне согласования и подписания документов, многошаговую систему взаиморасчетов. Это отнимало массу времени. Сегодня компаниям, имеющим разную юрисдикцию, возможно обеспечивать сквозное взаимодействие документооборота и расчетов.
Как технология блокчейн может преобразить логистическую отрасль
6. Электронная документация
Традиционная бумажная документация является узким местом в логистическом процессе, что приводит к задержкам и повышенному риску ошибок. ИТ-инструменты способствуют переходу на ЭДО, позволяя быстрее и точнее оформлять различные транспортные документы. Такая цифровая трансформация ускоряет и совершенствует логистический процесс. Системы электронного документооборота и оплаты на основе блокчейн технологий уже сегодня сократили бумажную волокиту в разы.
Пример. "ТЭКО Инвест", специализирующаяся на логистике в нефтяной и газовой отраслях, применяет электронную документацию для управления грузами, что включает в себя отслеживание и оформление документов для мультимодальных перевозок. Это улучшает точность данных, сокращает время на обработку информации и дает более эффективное управление цепочкой поставок.
По мере развития технологий, роль ИТ-инструментов в мультимодальной логистике, скорее всего, будет возрастать, что приведет к дальнейшей оптимизации процессов и постоянному совершенствованию отрасли. Внедрение этих технологий будет иметь решающее значение для логистических компаний, стремящихся сохранить конкурентоспособность и удовлетворить растущие потребности мирового рынка.
Сомневаюсь что на Казань Экспрессе будут такие позиции вообще. Отложить из корзины товар который мешает оформлению, потом его оформить отдельно или найти аналог с другим способом доставки. Свернуть
Ну и, конечно, массовое сокращение сотрудников отделений, почтамтов и филиалов - «оптимизация», в результате которой последние пару месяцев невозможно нормально отправить просто письмо- нет операторов, а те, что есть заняты всем - от выдачи Авито до продажи товаров Свернуть