Пять IT-тенденций в логистике, которые могут коснуться каждого ритейлера уже в ближайшем будущем
Экономическая ситуация в РФ значительно повлияла на логистические процессы в секторе розничной торговли. Изменились цепочки поставок, правила работы с поставщиками. Адаптироваться к новым рыночным условиям уже невозможно без использования цифровых инструментов.
О том, какие задачи в области внедрения информационных технологий встанут перед российскими FMCG-компаниями, ритейлерами и дистрибьюторами уже в этом году, рассказали эксперты компании КРОК.
1. Локализация ИТ-инфраструктуры
Первый вопрос, который придется решать участникам рынка розничной торговли в части ИТ – это локализация инфраструктуры. Из России уходит все больше зарубежных вендоров и встает вопрос обеспечения непрерывности бизнес-процессов. Острее всего вопрос стоит для крупного бизнеса, который работал по стандартам головного зарубежного офиса и выстраивал полноценные экосистемы вокруг западных систем. Тем не менее, ритейлеры не спешат сразу и полностью мигрировать на российские технологии – это требует значительных инвестиций, на которые бизнес в большинстве своем пока не готов.
Как показывает наш опыт – не требуется одномоментно менять все системы сразу и перекраивать ИТ–ландшафт. Вполне допустим компромисс между тем, что обязательно нужно локализовать, а что можно оставить, обеспечив поддержкой на локальном уровне.
Директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG ИТ-компании КРОК Дмитрий Смирнов
2. Внедрение систем управления транспортом
Изменения в конъюнктуре рынка повлияли на ситуацию с транспортной логистикой в ритейле не лучшим образом: при росте объемов онлайн-торговли логистические цепочки усложнились. Компании, которые раньше обходились без цифровизации в этом направлении, в новых условиях не смогут эффективно конкурировать на рынке, поскольку именно проблемы с доставкой становятся препятствием к росту бизнеса. Внедрение систем управления транспортной логистикой помогает сократить рутинные процессы.
За счет правильно выстроенных логистических процессов ритейлеры снижают операционные затраты и могут эффективнее конкурировать в ценовом поле. В 2023 году, когда на рынке ужимается потребительский спрос, и вопрос даже минимальной экономии становится для потребителя важным. Поэтому возможность предложить покупателю более низкую стоимость товара имеет особое значение для бизнеса. В сегментах, где маржинальность не очень высокая – это определяющий фактор
Эксперт по логистике ИТ-компании КРОК Никита Костенчук
3. Цифровой склад
В последние годы со стороны владельцев складских комплексов запрос на цифровизацию процессов стабильно растет. В первую очередь компании стремятся увеличить оборачиваемость склада, улучшить качество обслуживания клиентов и сократить количество претензий по качеству подбора товаров, оптимизировать хранение и прослеживаемость товарных запасов. А если компания планирует масштабироваться, расширять ассортимент продукции, то кратный рост объемов задач неизбежен. Поэтому выход торговли на новый качественный уровень невозможен без развития складской инфраструктуры и логистики. По оценке экспертов, внедрение "цифры" в управление складом сокращает расходы компании в общей сложности более чем на 10%.
Системы управления складом облегчают ежедневное планирование и контроль использования складских ресурсов, перемещение и хранение продукции внутри и вне склада. Кроме того, время подготовки и онбординга нового персонала значительно сокращается, поскольку система думает за сотрудника и подсказывает ему каждое последующее действие
Эксперт по внедрению логистических решений ИТ-компании КРОК Виктор Азямов.
4. Контроль наличия товаров на полках
Крупные торговые сети сталкиваются с отсутствием товаров на полке из-за сложностей с логистикой, выкладкой или управлением мерчендайзингом. Проблема сохраняется, поскольку во многих компаниях этот процесс до сих пор осуществляется вручную. Решать задачу мерчендайзинга необходимо комплексно, с помощью цифровых инструментов.
Из-за отсутствия товара на полке ритейлеры теряют сотни миллионов ежегодно. Причины банальны – неточность инвентаризации, нерегулярное пополнение товарных запасов, некорректный мониторинг полок. Возникает замкнутый круг между логистами, мерчендайзерами, сотрудниками отдела закупок и поставщиками, которые ожидают решения проблемы друг от друга. Цифровые системы мониторинга, которые сегодня представлены на рынке, позволяют определить объективные причины дефицита, автоматически переобучая алгоритмы в зависимости от обратной связи от сотрудников магазина. Такой подход ведет к существенному снижению издержек
Дмитрий Смирнов
5. Прогнозирование спроса и планирование продаж
При планировании продаж компании в первую очередь анализируют и учитывают потребительский спрос. Решать эту задачу ритейлерам и производителям помогают современные ИТ-системы для прогнозирования спроса. На основе сбора исторических данных и расчетов планируются закупки, графики поставок, перевозки и другие операции. По этому же прогнозу рассчитывается, сколько запасов нужно держать на складах, чтобы не было излишков или дефицита.
Российские ритейлеры несут большие потери, когда расчеты ведутся вручную в Excel. По нашим подсчетам, цифровизация процесса с помощью специализированных решений может повысить точность планирования до 20%, а трудозатраты на планирование сокращаются в 2-4 раза
Дмитрий Смирнов
... Подробнее