подписка
Подписаться
11/05/2023

Пять IT-тенденций в логистике, которые могут коснуться каждого ритейлера уже в ближайшем будущем

Пять IT-тенденций в логистике, которые могут коснуться каждого ритейлера уже в ближайшем будущем

Экономическая ситуация в РФ значительно повлияла на логистические процессы в секторе розничной торговли. Изменились цепочки поставок, правила работы с поставщиками. Адаптироваться к новым рыночным условиям уже невозможно без использования цифровых инструментов. 

О том, какие задачи в области внедрения информационных технологий встанут перед российскими FMCG-компаниями, ритейлерами и дистрибьюторами уже в этом году, рассказали эксперты компании КРОК.

 

1. Локализация ИТ-инфраструктуры 

Первый вопрос, который придется решать участникам рынка розничной торговли в части ИТ – это локализация инфраструктуры. Из России уходит все больше зарубежных вендоров и встает вопрос обеспечения непрерывности бизнес-процессов. Острее всего вопрос стоит для крупного бизнеса, который работал по стандартам головного зарубежного офиса и выстраивал полноценные экосистемы вокруг западных систем. Тем не менее, ритейлеры не спешат сразу и полностью мигрировать на российские технологии – это требует значительных инвестиций, на которые бизнес в большинстве своем пока не готов.

Как показывает наш опыт – не требуется одномоментно менять все системы сразу и перекраивать ИТ–ландшафт. Вполне допустим компромисс между тем, что обязательно нужно локализовать, а что можно оставить, обеспечив поддержкой на локальном уровне.

Директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG ИТ-компании КРОК Дмитрий Смирнов

2. Внедрение систем управления транспортом 

Изменения в конъюнктуре рынка повлияли на ситуацию с транспортной логистикой в ритейле не лучшим образом: при росте объемов онлайн-торговли логистические цепочки усложнились. Компании, которые раньше обходились без цифровизации в этом направлении, в новых условиях не смогут эффективно конкурировать на рынке, поскольку именно проблемы с доставкой становятся препятствием к росту бизнеса. Внедрение систем управления транспортной логистикой помогает сократить рутинные процессы.

За счет правильно выстроенных логистических процессов ритейлеры снижают операционные затраты и могут эффективнее конкурировать в ценовом поле. В 2023 году, когда на рынке ужимается потребительский спрос, и вопрос даже минимальной экономии становится для потребителя важным. Поэтому возможность предложить покупателю более низкую стоимость товара имеет особое значение для бизнеса. В сегментах, где маржинальность не очень высокая – это определяющий фактор

Эксперт по логистике ИТ-компании КРОК Никита Костенчук

3. Цифровой склад

В последние годы со стороны владельцев складских комплексов запрос на цифровизацию процессов стабильно растет. В первую очередь компании стремятся увеличить оборачиваемость склада, улучшить качество обслуживания клиентов и сократить количество претензий по качеству подбора товаров, оптимизировать хранение и прослеживаемость товарных запасов. А если компания планирует масштабироваться, расширять ассортимент продукции, то кратный рост объемов задач неизбежен. Поэтому выход торговли на новый качественный уровень невозможен без развития складской инфраструктуры и логистики. По оценке экспертов, внедрение "цифры" в управление складом сокращает расходы компании в общей сложности более чем на 10%.

Системы управления складом облегчают ежедневное планирование и контроль использования складских ресурсов, перемещение и хранение продукции внутри и вне склада. Кроме того, время подготовки и онбординга нового персонала значительно сокращается, поскольку система думает за сотрудника и подсказывает ему каждое последующее действие

Эксперт по внедрению логистических решений ИТ-компании КРОК Виктор Азямов.

4. Контроль наличия товаров на полках

Крупные торговые сети сталкиваются с отсутствием товаров на полке из-за сложностей с логистикой, выкладкой или управлением мерчендайзингом. Проблема сохраняется, поскольку во многих компаниях этот процесс до сих пор осуществляется вручную. Решать задачу мерчендайзинга необходимо комплексно, с помощью цифровых инструментов.

Из-за отсутствия товара на полке ритейлеры теряют сотни миллионов ежегодно. Причины банальны – неточность инвентаризации, нерегулярное пополнение товарных запасов, некорректный мониторинг полок. Возникает замкнутый круг между логистами, мерчендайзерами, сотрудниками отдела закупок и поставщиками, которые ожидают решения проблемы друг от друга. Цифровые системы мониторинга, которые сегодня представлены на рынке, позволяют определить объективные причины дефицита, автоматически переобучая алгоритмы в зависимости от обратной связи от сотрудников магазина. Такой подход ведет к существенному снижению издержек

Дмитрий Смирнов

5. Прогнозирование спроса и планирование продаж

При планировании продаж компании в первую очередь анализируют и учитывают потребительский спрос. Решать эту задачу ритейлерам и производителям помогают современные ИТ-системы для прогнозирования спроса. На основе сбора исторических данных и расчетов планируются закупки, графики поставок, перевозки и другие операции. По этому же прогнозу рассчитывается, сколько запасов нужно держать на складах, чтобы не было излишков или дефицита.

Российские ритейлеры несут большие потери, когда расчеты ведутся вручную в Excel. По нашим подсчетам, цифровизация процесса с помощью специализированных решений может повысить точность планирования до 20%, а трудозатраты на планирование сокращаются в 2-4 раза

Дмитрий Смирнов

Прокомментировать
Читайте также
Лёля Маяковская
Менеджер отдела SEO, Mayak.bz
07/06/2023
Где, как часто и сколько готовы дать курьерам "на чай" отправители посылок? - обсуждение 3
Никогда не перестану удивляться щедрости и простоте нашего народа. То курьеру переведут, а он так то зп за это получает, то блогерам и инфоцыганам !=))))
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
12/05/2023
AliExpress Россия закрывает свой единственный склад в РФ и уговаривает продавцов перевезти товары на KazanExpress 2
1 июня склад в Чехове будет закрыт. И продавцам необходимо либо создать заявку на бесплатное перемещение товаров на склад KazanExpress, либо вывезти товары к себе самостоятельно. И тут возникает целая пачка вопросов... Подробнее
11/05/2023
Что будет, если Евросоюз запретит транзит товаров через Россию?
Доля РФ в торговой логистике между КНР и ЕС: 5% веса и 10% стоимости товаров. В некоторых случаях высвобождение транспорта сыграет на руку экспортерам. У нас не хватает мощностей для поставок в Азию и ввоза товаров оттуда... Подробнее
10/05/2023
Не только по вашему городу: Яндекс Доставка теперь готова отвезти посылку аж в 400 населенных пунктов России
Междугородняя доставка появилась в Новосибирске, Омске, Томске, Красноярске и многих других городах и небольших населенных пунктах. Число ПВЗ, откуда можно отправить посылку, также выросло в три раза
... Подробнее
Алиса А.
Учредитель компании, Торговля (Красота и здоровье, мини-компания)
02/05/2023
Менеджеры СДЭКа сменили тариф после перемеров без согласования. Стоимость взлетела, груз три недели получить не можем 1
Отправляли по тарифу Посылка дверь-дверь из Ижевска. Изначально выбили накладную на 2 места, в итоге все сложили в один чемодан. Курьер забрал груз, сказал,что перевесят там перед отправкой. Это было 13 апреля. Накладная номер 1420770234. В итоге, открываем накладную, чтобы посмотреть когда придет груз и видим, что стоимость отправления выросла с 2600р до 9990.01!!!! Нормально вообще? Это было 15 апреля 2023 года. Сразу стали звонить и узнавать как так вышло. Оказалось, что программа сама поставила тариф Экспресс, ну менеджер и не обратил внимание. Мы могли бы, если бы нам позвонили, хотя бы до Изобильного заказать, без курьерской доставки. В итоге мы просто 3 недели звоним, пишем претензии, уже наша менеджер написала претензию, на которые нам ничего так и не ответили, ни на одну! Получить мы груз тоже не можем, потому что иначе просто нам выдадут и никакой компенсации не дождемся! Вообще непонятно, что делать. Менеджер наша - единственный человек, кто отвечает по-человечески, но система в СДЭК так интересно работает, что ни я, ни Менеджеры не могут ничего в накладной уже изменить, найти того, кто ошибся - тоже, управляющая компания молчит, а мы просто должны ждать,когда вопрос начнет решаться. Вопиющий случай, просто невнимательность и наплевательство со стороны СДЭК. Свернуть
Отправляли по тарифу Посылка дверь-дверь из Ижевска. Изначально выбили накладную на 2 места, в итоге все сложили в один чемодан. Курьер забрал груз, сказал,что перевесят там перед отправк Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика