подписка
Подписаться
Дарья Костенко
Главный редактор, Oborot.ru
11/12/2019

В третьем квартале маркетплейс Яндекса и Сбербанка "Беру" нарастил оборот до 2 млрд руб. в месяц, больше 1 млрд из них составляют собственные продажи площадки. "Беру" стартовал, "как ракета в космос", заявил гендиректор ГК "Яндекс.Маркет" Максим Гришаков. По его словам, уже в этом году площадка войдет в топовую десятку российских интернет-магазинов.

В то же время, трансграничная площадка Яндекса Bringly остановила свою работу и станет частью "Беру". В прессу просачиваются слухи о сложностях в отношениях со Сбербанком. А в это время свои маркетплейсы развивают ближайшие конкуренты – Wildberries и Ozon.

Об этом всем – а также о ближайших планах "Беру" Oborot.ru поговорил с Максимом Гришаковым.

– Максим, для начала давайте обсудим ваш прогноз о том, что по итогам года "Беру!" войдет в топ-10 интернет-магазинов…

– Если взять маркетплейсы, то "Беру!" войдет в топ-3 или даже в топ-2. "Беру!" продолжает расти и растет на 10-15% каждый месяц. Средний чек у нас от 4 тысяч рублей, позиций в чеке в среднем 3-3,5.

– Судя по статистике, средний чек у вас не растет, а наоборот.

– Да, и по вполне понятным причинам. Мы начинали с электроники, где средний чек высокий, а сейчас добавляем FMCG, детские товары и так далее. И чем больше добавляется товаров в чек, тем сильнее они будут этот чек размывать. Зато количество позиций в заказе растет, потому что мы добавляем частотные товары. И делаем все, чтобы к нам покупатели приходили как можно чаще.

– Это разумная стратегия, которую сейчас реализует не только "Беру", но и, например, ваши конкуренты – Ozon. И в этом плане его довольно продвинуло разворачивание собственной сети постаматов. Я помню, что когда-то у Маркета были похожие идеи. Что сейчас с этими планами?

– У нас сейчас есть свыше пяти тысяч партнерских постаматов. Когда я захожу в ТЦ и вижу там три постамата рядом, то считаю, что это неэффективно. Лучше поставить один, и пусть каждый маркетплейс, каждый магазин имеет возможность загружать его. Мы работаем с PickPoint и Boxberry, сейчас делаем проект с Х5 Retail Group. Наш партнер Сбербанк планирует построить пять тысяч постаматов в своих отделениях.

Да, в следующем году мы планируем построить и свою сеть постаматов, но при этом мы планируем закрывать те места, где совсем нет партнерских терминалов. Мы знаем карту своих заказов, знаем, где они потенциально могут быть, и пойдем именно туда.

– А как принимаются решения в тандеме Яндекса и Сбербанка? Не бывает так, что вы понимаете: у партнеров совсем другое видение развития?

– У нас в этом плане все отрегулировано. Существует определенное разграничение обязанностей – какие решения принимает менеджмент, какие – совет директоров. Совет директоров отвечает за стратегию, но не вмешивается в операционную деятельность компании. Совет директоров у нас собирается ежеквартально, и абсолютно все решения, которые во время этих встреч были приняты по протоколу, были приняты Яндексом и Сбербанком единогласно. Ежедневных наших решений акционеры не касаются.

– А решение по развитию трансграничной площадки Bringly кто принимал? Ведь с ним что-то очевидно пошло не так.

– На самом деле, это вопрос позиционирования. Bringly для нас был экспериментом. Мы действительно там не нащупали модель, которую хотели масштабировать. Продолжаем искать. Это хороший, добротный эксперимент, но пока не масштабируемый.

Максим Гришаков2

Bringly – трансграничный проект "на вход". Не планируете ли вы какой-нибудь проект на экспорт? Нулевой НДС уже ввели…

Думаем в этом направлении, но пока в ближайших планах ничего подобного нет.

– Какая комиссия сейчас на "Беру!"?

– 12-13% в среднем. Она включает в себя все, за что платит продавец.

– Сейчас многие говорят о том, как много становится маркетплейсов, мол, некуда деваться малому и среднему бизнесу. Но ведь когда таких площадок станет много, возникнет конкуренция, которая приведет к снижению комиссии, нет? Как, по вашему мнению, повлияет на рынок ecommerce нынешний "бум маркетплейсов"?

– Я думаю, в результате останется пара-тройка экосистемных проектов. Также на рынке останутся крупные игроки – те, кто может инвестировать в развитие и качество сервиса. Средним магазинам будет сложно: им потребуются вложения в свои склады, логистику. И неизбежно им придется все больше работать через маркетплейсы. Это абсолютно нормально, если продавец, который имеет хороший ассортимент и возможность держать хорошую цену, будет работать с парой-тройкой маркетплейсов.

Может быть, у магазинов возникнут специализации по регионам или ассортименту. Либо они уйдут в ниши, потому что следует признать: маркетплейсы не очень хорошо работают с суперпрофессиональным товаром. К примеру, на маркетплейсе можно купить теннисную ракетку, но, если ты мастер спорта, ты пойдешь за ней в специализированный магазин.

А для мелкого бизнеса маркетплейсы – это вообще спасение. И я верю, что в течение следующих пяти лет рост маркетплейсов будет большим драйвером для развития малого предпринимательства. Сейчас мелкого производителя сдерживает рынок сбыта – он не знает, где продавать.

– Производителям-то это будет выгодно, а мелким ритейлерам…

– Будет тяжелее, да. Но мне кажется, сейчас этих перепродавцов слишком много, при этом они создают не очень большую ценность. Кто-то где-то купил – где-то продал, накрутив 2 или 20%. Останутся самые эффективные. Вот сколько у нас интернет-магазинов в России? 40 или 50 тысяч. Одни из них полностью дублируют другие. Так что средний бизнес должен развивать компетенции, а мелкий – получать доступ к товарам. Если ты знаешь, как достать товар в Китае, можешь привезти его, растаможить, назначить хорошую цену – отлично. Маркетплейс сделает все остальное.  Примерно туда идет, как мне кажется, рынок.

– Какие ближайшие задачи и цели у "Беру"?

–Мы продолжим развивать инфраструктуру. Сейчас далеко не все города покрыты доставкой на следующий день. В первую очередь хотим ее внедрить в миллионниках – смотрим на Казань, Екатеринбург, Санкт-Петербург…

Вторая задача – развитие ассортимента. На площадке пока почти полмиллиона товаров, и этого мало. У нас не развита категория "Одежда". Но ее нужно уметь продавать. Ее надо доставить, дать примерить, оформить возврат – а возвраты в этой категории очень большие. Мы все еще над этим думаем, не решаемся пока заходить. Тем не менее, это наше стратегическое направление. Рынок одежды большой, люди уже привыкли покупать ее в интернете. В результате "Беру!" придет туда обязательно. Но когда – мы пока не готовы анонсировать.

Беру3

Также для нас важен рынок продуктов питания, потому что это частотная корзина. Мы пока продаем сухие, упакованные продукты. Даже там еще есть поле для расширения ассортимента, плюс мы думаем, как добавить туда свежие продукты. Можно строить dark store, можно делать партнерство… Сейчас рассматриваем все возможности.

Также планируем добавлять товары для автомобилей, это очень большой рынок.

– Вы упомянули, что будете расширять ассортимент продуктами питания. Ваш прогноз по сегменту онлайн-FMCG?

– Я думаю, именно что товары повседневного спроса станут драйвером онлайна на ближайшие пять лет. Точно так, как раньше были драйвером электроника и одежда.

– Как вообще будут меняться модели покупательского поведения в онлайне?

–В ближайшее время мы увидим смещение спроса в сторону социальных покупок. Молодежи стало удобнее покупать товары в онлайн-сообществах, потому что там этот товар покупают их друзья и знакомые. Сейчас активно развиваются продажи в Instagram и через другие соцсети. Нарастает тенденция к sharing economy. Посмотрите на каршеринг: людям невыгодно покупать собственный автомобиль, и они берут его на время в Яндекс.Драйве. Чтобы совершить поездку и поставить на стоянку, забыв о нем. Эта тенденция может распространяться на вещи – мебель, крупную бытовую технику. Через пару-тройку лет надо будет задумываться, как вписаться в эту тенденцию. Еще одна интересная тема – зависимость от брендов. Поколение Z скоро получит доступ к деньгам, при этом молодые люди кажутся куда менее брендозависимыми. И это будет накладывать определенный отпечаток на продажи в онлайне. Экологичность – тоже важная тема, особенно в России.

– А внутри ecommerce какие вы видите тренды?

– Создание более точных рекомендательных систем.

– Кстати о рекомендательных системах. Как вы используете big data Сбербанка? Есть какая-то интеграция?

– Понимаю, почему вы спрашиваете. Есть законодательство, которое не позволяет банкам делиться данными клиентов. Это очень чувствительный момент. Мы ни к каким персональным данным доступа, конечно же, не имеем. Более того, у Сбербанка внутренние процессы и стандарты гораздо более консервативные, чем требуют регуляторы.

У "Маркета" и "Беру" и так высока персонализация, поскольку с нами делится данными Яндекс. Данные по поисковым запросам в профиле покупателя у нас есть, и с помощью алгоритмов мы ему показываем все более релевантные товары.  Поэтому у "Беру!" растет процент продаж с использованием нашей рекомендательной ленты.

Что касается темы использования данных, она будет "искрить" постоянно. Как будут идти и дискуссии, вторгаются ли компании в личную жизнь пользователя. Мы в плане персонализации растем, становимся более качественными, но ведем себя при этом очень аккуратно.

– А как развивается голосовой поиск? Каковы его перспективы в ecommerce?

– Да, сейчас все делают колонки и голосовых помощников. Нашу Алису любят, Алисой пользуются, аудитория у нее растет. Но с точки зрения шопинга – это более отдаленная история. Голосовой шопинг работает только при регулярных заказах. Мы сейчас эту тему развиваем, но пока она не реализована. Это будет что-то вроде: "Алиса, закажи на "Беру!" как обычно". А вот к задачам типа "Алиса, выбери для меня кроссовки" еще не готовы ни люди, ни технологии.

*Instagram признан экстремистской организацией на территории РФ.

Прокомментировать
Читайте также
14/12/2021
Бывший глава "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков станет СЕО мебельной сети Hoff
Недавний руководитель маркетплейса займет пост главы самого омниканального из федеральных торговцев мебелью и товарами для дома. Об этом он сообщил на своей странице Facebook... Подробнее
29/09/2021
Стало известно, куда ушел Максим Гришаков с должности руководителя "Яндекс.Маркета"
Он станет председателем наблюдательного совета eCompass. Рассказываем вкратце, что это за компания, чем она занимается и какие амбиции с Гришаковым связывает новый работодатель... Подробнее
11/12/2019
Яндекс.Маркет и GfK назвали главные ecommerce-тренды 2
За последние 5 лет число онлайн-покупателей в России выросло вдвое. Как они заказывают, чем платят и чего хотят от магазинов?... Подробнее
23/10/2019
Маркетплейс Ozon повысил комиссии для тех, кто торгует со своего склада 2
Таким образом площадка стимулирует продавцов FMCG и детских товаров перейти на работу с ее фулфилментом... Подробнее
26/07/2018
Евгений Щепелин: "Беру и Яндекс.Маркет не будут конкурировать между собой" 1
Директор по развитию бизнеса обоих маркетплейсов в эксклюзивном интервью рассказал о первых итогах тестирования и ближайших планах "Беру"... Подробнее