Как изменился логистический рынок в 2021 году. И чего ждать от 2022-го. Круглый стол с экспертами
Рынок грузовых перевозок меняется с каждым годом, появляются новые регулирующие законы, тенденции и вызовы. Что нового произошло в отрасли в 2021 году? С какими сложностями пришлось столкнуться участникам рынка? И что может принести 2022 год? Для получения ответов на эти и другие вопросы мы обратились к экспертам.
Вопросы
- Как в целом изменился рынок логистики в 2021 году?
- С какими новыми вызовами и сложностями столкнулись логистические компании?
- Появились ли новые тенденции, тренды?
- Чего ждать участникам рынка от 2022 года?
Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России
1. Как в целом изменился рынок логистики в 2021 году?
В 2021 году как никогда ранее обострился спрос на грузовые перевозки, который наблюдался практически по всем направлениям, как в мультимодальных отправках из стран Юго-Восточной Азии и автомобильных перевозках из Европы, так и при доставках грузов внутри России. Такой всплеск спроса при отсутствии предложения привел к увеличению тарифов. Однако росли они для всех видов транспорта с разной динамикой, поскольку причины их увеличения отличались.
2. С какими новыми вызовами и сложностями столкнулись логистические компании?
На ценообразовании морских и мультимодальных транспортировок сказалась авария в Суэцком канале, которая почти на неделю заблокировала проход судов из стран Юго-Восточной Азии. Возникшая на фоне нехватки грузовых емкостей и порожнего оборудования нестабильность наглядно продемонстрировала, как легко может оборваться цепочка поставок от производителя до покупателя. Более того, на мультимодальных маршрутах стали возникать "узкие места", вызванные переориентацией грузопотоков. Так, рост объема импортных товаров через порты Дальнего Востока, который составил более 30%, практически приостановил все операции в порту Действующая инфраструктура не была готова к такому количеству отгрузок. В результате отсутствия альтернативных предложений возник рост тарифов на перевозки.
В направлении международных автомобильных перевозок не прогнозировалось никаких сложностей, однако осенью они возникли на границе РБ-ЕС. Ограничения на нескольких пунктах пропуска и дополнительный контроль со стороны таможенных органов привели к увеличению срока оборачиваемости транспортных средств, что в итоге парализовало более 30% подвижного состава. Традиционный повышенный спрос в конце года привел к спекулятивному повышению тарифов на основные направления из Центральной Европы более чем в два раза.
4. Чего ждать участникам рынка от 2022 года?
Наличие ресурсов будет определять развитие логистики в 2022 году. Абсолютно все виды логистических сервисов будут востребованы, начиная от забора небольших партий товаров у поставщиков за рубежом и заканчивая омниканальными решениями по доставке конечному потребителю уже на территории Российской Федерации.
Роман Ипатов, директор по интермодальным операциям логистической компании "ДАКСЕР"
1. Как в целом изменился рынок логистики в 2021 году?
По данным нашей компании за 2021 год, количество отправок в целом не выросло, однако спрос на них мы оцениваем как стабильный. Тарифы на отгрузки всеми видами транспорта увеличиваются, а их абсолютный рост зависит в том числе и от маршрута, поэтому указать точные данные сложно. В среднем перевозки подорожали на 20% и выше.
3. Появились ли новые тенденции, тренды?
Среди основных тенденций логистического рынка в 2021 году можно выделить повсеместный рост ставок, нехватку транспортных средств и контейнерного оборудования. Также отмечу длительное ожидание в местах перегрузки с одного вида транспорта на другой, очереди на границах и значительное увеличение транзитного времени доставки.
Сергей Омельянюк, региональный директор стран СНГ группы компаний AsstrA
1. Как в целом изменился рынок логистики в 2021 году?
В 2021 году сектор грузоперевозок показал значительный рост. Опираясь на анализ статистики отправок нашей компании, по некоторым маршрутам он составил от 30 до 40%. Что касается тарифов, то, к примеру, по направлению Россия-Германия в ноябре 2021-го они были на 27% выше, чем годом ранее, а на маршруте Россия-Польша — на 20%.
На протяжении 2021-го фрахт морских перевозок стремительно поднимался, а к концу года стабилизировался, но на значимых рынках. Это направления, которые в структуре глобальных транспортировок по морю занимают ощутимую долю (Юго-Восточная Азия – Северная Америка, Азия – Европа). Тарифы здесь остаются в три раза выше, чем ставки на железнодорожные отправки (мировой контейнерный индекс Drewry: 9275 долларов США; ERAI — композитный индикатор стоимости контейнерной перевозки — 2712 долларов США).
В течение 2021 года наблюдался рост ставок и на грузовые авиаперевозки: в среднем за год мировые тарифы по отрасли выросли на 77% к уровню 2019-го и на 18% к уровню 2020 года.
2. С какими новыми вызовами и сложностями столкнулись логистические компании?
Год запомнился продолжающимися пандемийными последствиями по всеми миру. Локдауны, которые время от времени вводились в ряде стран, где наша компания осуществляет свою деятельность, усложняли выполнение задач и нарушали целостность цепей поставок. Так, на пунктах пересечения российско-китайской границы Гродеково – Суйфэньхэ и Забайкальск – Маньчжурия наблюдались заторы, поскольку прием грузов временно не осуществлялся по причине действующих антиковидных мер.
Сложности возникали и из-за геополитических конфликтов в странах нашего присутствия. Например, эмиграционный кризис на границах ЕС и РБ привел к закрытию погранпереходов и заторам.
Введение в отдельных странах мер дополнительного таможенного контроля, например, электронных пломб, увеличило срок оформления на границах, способствовало возникновению простоев и задержкам доставки груза конечным получателям.
Нельзя не отметить и глобальный логистический кризис, который произошел в конце марта и был вызван аварией в Суэцком канале. Данный инцидент привел к вынужденному скоплению судов общим флотом более 450 единиц. Эта ситуация спровоцировала еще большее увеличение ставок на контейнерные перевозки, усугубила дисбаланс в цепях поставок, дефицит транспортного оборудования и провозных возможностей, осложнила формирование клиентами запасов, а также привела к росту фрахтовых рынков практически на всех видах транспорта.
3. Появились ли новые тенденции, тренды?
Говорить о новых ярко выраженных трендах не приходится. Скорее я бы отметил рост так называемых страховых складских запасов, которые клиенты вынуждены были формировать из-за нестабильности грузопотоков, возникшей по причинам, описанным мною выше. Это вызвало у клиентов необходимость дополнительного финансирования логистики. Товара не было в обороте ― ни в магазинах, ни на складах. Заказчики начали искать долгосрочные варианты оплаты услуг логистических провайдеров, из-за чего их платежеспособность снизилась.
Также в 2021 году наблюдался рост сервисов с использованием ускоренных контейнерных поездов. Многие клиенты предпочитали его в качестве альтернативы морским отправкам.
4. Чего ждать участникам рынка от 2022 года?
Хотелось бы верить, что COVID-19 будет побежден, но пока говорить о стабилизации рынка от пандемийного кризиса рано. Я думаю, что сложившаяся в 2021 году рыночная конъюнктура останется неизменной как минимум до конца первого полугодия 2022-го. Есть надежда, что к этому времени рынок уже не будет настолько "перегрет".
Константин Бондаренко, заместитель генерального директора BMJ-logistics
1. Как в целом изменился рынок логистики в 2021 году?
Изменились, прежде всего, тарифы. Средние цены на автомобильные перевозки по России выросли, прежде всего, по причине нехватки кадров (в том числе за счет сокращения притока иностранных работников), закрытых границ, удорожания топлива и повышения тарифа в системе "Платон". Ставки на отправки из Европы в РФ также увеличились в связи с очередями на погранпереходах, которые возникали на фоне геополитических разногласий ряда государств, как, например, на границах Польши и Республики Беларусь. По нашим данным, в среднем стоимость автоперевозок в 2021 году выросла на 15%.
На удорожание морских перевозок в течение 2021 года повлияли и контейнерный кризис, и мартовский инцидент с Ever Given в Суэцком канале. Спрос на данный тип отправок оставался на высоком уровне, наблюдались проблемы с возвратом порожнего оборудования ― как следствие, тарифы выросли до 17-20 тысяч долларов США за контейнер.
Сложности с железнодорожными транспортировками возникали, как правило, на китайском направлении ― этому способствовали различные антиковидные ограничения, которые привели к снижению пропускной способности погранпереходов на границе с КНР, а также сокращение субсидирования перевозок из Поднебесной в Европу. Таким образом, цены на доставку увеличились с 3-4 тысяч до 16-20 тысяч долларов США.
3. Появились ли новые тенденции, тренды?
Основным трендом на рынке логистики в 2021 году можно назвать значительное повышение уровня спроса на грузоперевозки по отношению к объему предложения ― по сравнению с 2020-м он увеличился в разы. Это связано с тем, что отрасль транспортной логистики начал постепенно приходить в себя, а сегмент электронной коммерции показал бурный рост, который также привел к дефициту кадровых ресурсов, о котором упоминалось выше. Водители из сегмента FTL-/LTL-перевозок начали переходить на работу в сегмент ecommerce.
4. Чего ждать участникам рынка от 2022 года?
В целом, рынок консолидируется. Компании борются за трафик и потребителя, у каждого игрока есть либо лояльные партнеры, продавцы или клиенты, либо преданные покупатели. Именно поэтому логистические компании будут стараться интегрироваться друг с другом для предложения более широкого спектра вариантов получения заказов.
Фарид Мадани, генеральный директор ГК "Деловые Линии"
1. Как в целом изменился рынок логистики в 2021 году?
Рост интереса к складской недвижимости в регионах стал первым по тиражируемости и вторым по значимости инфоповодом в отрасли. Если раньше ключевые распределительные центры были сконцентрированы в Москве, то теперь регионы забирают на себя эту функцию для оперативной доставки заказов клиентам. К тому же многие компании начали уходить от централизованных поставок через столицу, что привело к развитию региональных маршрутов. Кроме того, увеличился спрос на аутсорсинг логистики – бизнес хочет снять непрофильную активность. И это касается не только доставки, но и складских услуг. А это уже хороший задел для развития комплексных логистических решений.
Еще одной тенденцией уходящего года стало "обеление" рынка. "Серые" компании вынуждены уходить за счет усиления контроля государства, автоматизации и повышения требований к качеству. Это приводит к консолидации российского рынка грузоперевозок, которая наметилась еще до пандемии и продолжает быть актуальной.
4. Чего ждать участникам рынка от 2022 года?
Цифровая трансформация в предыдущем году заложила прочный фундамент для развития IT-технологий в сфере грузоперевозок в 2022 году. Диджитализация в логистике активно развивается: продолжается совершенствование цифровых сервисов, внедрение big data и искусственного интеллекта. Трансформация идет не только силами бизнеса, но и от государства. Так, заявлено о начале масштабных и ключевых для отрасли проектов: создание транспортного логистического коридора для беспилотников на трассе М-11 и тестирование IT-инфраструктуры на ЦКАД, а также внедрение ЭТРН.
Кроме того, ведутся дискуссии по внедрению механизмов телемедицины и онлайн-тахографов, вводятся первые шаги по управлению трафиком в крупных городах – введение пропусков в Москве, вывод транзитных потоков на объездные магистрали (ЦКАД) и перенимание опыта другими городами-миллионниками (СПБ, Краснодар, Пермь, Владивосток).
Эксперты прогнозируют, что развитие данных направлений в отрасли приведет к росту объема коммерческих перевозок грузов в 2023 году на 0,7% (1 536,9 млн тонн).
По поводу времени сборки 1 час – это, теоретически, возможно, но нужна оперативая логистика..