подписка
Подписаться
Анастасия Березницкая
Стратег, Коммуникационное агентство FPR
17:18

Коммуникационная стратегия: каким компаниям она действительно нужна и как ее реализовать (с примерами)

Коммуникационная стратегия: каким компаниям она действительно нужна и как ее реализовать (с примерами) Фото: KOSIM / Фотобанк Лори

Коммуникационная стратегия — объемный документ, который пылится на полке маркетолога, или же инструмент для решения ваших бизнес-целей? Как разработать стратегию, которая будет эффективной? Делится стратег коммуникационного агентства FPR Анастасия Березницкая.

У меня есть два правила перед стартом работ по коммуникационной стратегии:

  1. Понять, действительно ли в ней есть потребность. Какие цели есть на уровнях выше, чем коммуникация: бизнес, бренд, маркетинг? Комстратегия не может идти в отрыве от задач бренда.
  2. Не пытаться убеждать в необходимости такой объемной проработки плана коммуникации, если вижу сомнения на стороне бизнеса.

Что такое коммуникационная стратегия и когда можно обойтись без нее

По своей сути коммуникационная стратегия отвечает на три главных вопроса: "с кем говорим", "что говорим" и "где говорим".

С одной стороны, это базовые вопросы. Однако многие компании растут и работают без четкого стратегического подхода к коммуникациям, основываясь на необходимом минимуме при проработке своего позиционирования. Особенно это касается малого бизнеса, который задействует не так много каналов и строит маркетинг интуитивно — это не значит "плохо".

Лучше не тратить ресурс на стратегию, когда бизнес находится на раннем этапе: стартапам лучше сконцентрироваться на минимальном фундаменте своего позиционирования и начать тестировать базовые маркетинговые активности.

В разовых или временных проектах вместо обширной коммуникационной стратегии достаточно медиаплана с быстрыми каналами дистрибуции для запуска рекламной кампании.

Когда стратегия все-таки нужна

На разработку комстратегии уходит 400 и более часов специалистов. Но без нее будет сложнее оценивать эффективность и следить за согласованностью коммуникаций, когда бизнес:

1. Ставит амбициозные задачи по масштабированию

Пример

Fitbomb в точке А был локальным брендом спортивной одежды с ощутимой зависимостью от маркетплейсов и Instagram* и отсутствием четкой отстройки от конкурентов.

Поэтому ему пришлось обновлять позиционирование, разрабатывать систему коммуникационных сообщений для каждого сегмента, приоритизировать каналы коммуникации и оцифровать возможные KPI, чтобы оценить эффективность формирования знания в медийном поле и рост прямых продаж. Одним из шагов по обновлению коммуникации бренда с аудиторией было проведение имиджевой съемки, которая использовалась во всех каналах коммуникации бренда. Когда бренд подключает новые каналы и их становится больше, особенно важно, чтобы сообщения были согласованными.

Имиджевая съемка помогла донести обновленное позиционирование и убрать ощущение "бренда с маркетплейса" в визуальной коммуникации.

2. Бизнес находится на этапе ребрендинга

После 2022 года нас накрыла волна вынужденных ребрендингов с коммуникационным сообщением по формуле "Меняем название, но не качество". Стратегия в таком случае часто строится на идее преемственности.

3. Стоят задачи по выходу на новые сегменты аудитории

В этот момент есть риск разрыва в восприятии: то, что знают о компании клиенты, уже не соответствует тому, чем она хочет быть или уже является.

Преодолеть такой разрыв позволяет обновление коммуникации. Например, когда бренд Sela провел ребрендинг, перейдя в "лайфстайл-бренд для всей семьи".

Есть и другие ситуации, когда коммуникационная стратегия помогает бизнесу не просто существовать, а расти:

1. Когда покупка мотивируется эмоциями (например, fashion, luxury, бьюти, авто, образование)

На момент разработки стратегии бренд рюкзаков GRIZZLY уже имел большую историю (28+ лет) на рынке. Однако усиление конкуренции на маркетплейсах и зависимость от этого канала продаж вызвало потребность сделать упор на имиджевую коммуникацию и пересмотреть позиционирование.

C брендами на маркетплейсах GRIZZLY сложно конкурировать, поскольку там для пользователей чаще важнее цена. GRIZZLY же выбирают прежде всего из-за функциональности и собственной идентичности. Им доверяют как экспертам в своей сфере и проверенным производителям, поэтому они претендуют на звание лидера категории — формируют добавочную ценность на уровне бренда с помощью коммуникации.

Один из участников команды признался: "Я ходил в первый класс с рюкзаком GRIZZLY, и сейчас мой сын идет в школу с таким же рюкзаком". Инсайт подтвердился на этапе исследования аудитории, и мы разработали большую идею, которая подошла бы бренду-лидеру: "Если рюкзак, то GRIZZLY".

Этот лейтмотив стал ведущим в имиджевой наружной рекламе и позволил перезапустить коммуникацию на маркетплейсах:


В соцсетях бренда также используется обновленное позиционирование, которое объединяет в коммуникации все сегменты ЦА и позволяет продвигать товары не только для школьников, но и для взрослых.

Screenshot_16

Бренд GRIZZLY активно представлен в партнерских сетях, которые также используют согласованное коммуникационное сообщение бренда для анонсирования:

2. Когда продукт сложный и требует вовлечения в коммуникацию на всех этапах принятия решения (например, B2B, финансы, технологичные решения)

Чем сложнее продукт, тем больше у клиента вопросов, сомнений и потребности в дополнительной информации: принятие решения требует глубокого погружения. В таких условиях хаотичная или ситуативная коммуникация не работает — нужна четкая стратегия, обеспечивающая последовательное взаимодействие на каждом этапе.

Также в этой категории чаще сложнее сегментация ЦА.

Пример

При разработке стратегии для бренда профессиональной гигиены с целью роста собственных онлайн-продаж (в том числе на маркетплейсах) была создана серия коммуникационных сообщений с учетом различных сегментов бизнеса, а также ролей, участвующих в цикле принятия решения и влияющих на него.

Этапы создания коммуникационной стратегии 

Всегда начинаем с целеполагания: какую задачу решает коммуникация? Например, "повысить узнаваемость", "изменить восприятие бренда" или "увеличить лояльность аудитории".

Затем нужно проводить аудит текущей ситуации. Какие сейчас есть коммуникационные показатели по важным для нас целям? С кем мы конкурируем за внимание? Какое наше отличие считывает аудитория?

Определяем аудиторию — кому мы адресуем коммуникацию? Сегментация аудитории для коммуникации — сложный процесс, состоящий из следующих этапов:

  • Определение приоритетных сегментов.
  • Анализ количественных показателей: кто уже с нами, какие сегменты наиболее активны?
  • Проведение качественных исследований (интервью, фокус-группы), работа с инсайтами, изучение актуального пути принятия решения клиентом.

Затем идет формирование ключевого сообщения на срок реализации комстратегии.

Ключевое сообщение — это главная мысль, которую бренд транслирует в коммуникации. Оно основано на бизнес-целях, позиционировании и потребностях аудитории. Удачное сообщение адаптируется под под разные сегменты, учитывая их барьеры и мотивацию, а также развивается на этапах пользовательского пути.

Теперь необходимо определить, где мы будем транслировать коммуникацию, и выбрать основные и дополнительные каналы.

Каналы могут включать digital (сайт, соцсети, маркетплейсы, digital-реклама), PR, POS-материалы. Чтобы приоритизировать каналы, нужно определить ключевые точки контакта для каждого этапа пути клиента. В этом блоке обращаемся к коммуникационному сообщению и адаптируем его под разные каналы.

Так, в стратегии на 2025-2026 год бренд GRIZZLY сделал упор на каналы с большим имиджевым потенциалом, которые ранее развивались неактивно:

  • Социальные сети (ВКонтакте, Telegram, Instagram*). За 8 месяцев реализации стратегии рост аудитории составил более 3000 подписчиков без ведения рекламных кампаний с целью подписки. Это решение позволяет формировать вокруг бренда базу лояльной аудитории, которая в случае потребности в первую очередь вспомнит об этом бренде, а не о многих других представленных на маркетплейсах.
  • Видеомаркетинг. Было снято более 40 вертикальных роликов в нескольких форматах: краш-тесты, юмор, социальные репортажи, сторителлинг про историю бренда. Они были опубликованы на всех возможных площадках (Youtube Shorts, VK Клипы, Дзен Видео, TikTok и Likee — ведь мы имеем дело с аудиторией школьного возраста), чтобы снизить стоимость контакта. Итого бренд получил более 3 млн контактов с этого канала.
  • Инфлюенсер-маркетинг. Здесь работаем с самыми разными блогерами, сегментируя нашу коммуникацию. По конверсиям наилучшие результаты показывают микроинфлюенсеры и стилисты, обозреватели товаров на маркетплейсах; для построения знания о бренде в новых сегментах взаимодействуем с более крупными инфлюенсерами — например, с Павлом Осовцовым, который рассказывает про мужской стиль, и с художниками-граффитистами — для захвата молодой аудитории.
  • Коллаборации. Еще один инструмент, на который мы делаем ставку с целью выхода на новые сегменты аудитории и усиления собственного канала продаж.

Завершает коммуникационную стратегию этап медиапланирования и логики работ по каждому каналу, где мы также определяем ключевые показатели эффективности и механизм их отслеживания.

На примере GRIZZLY пока рано говорить о результатах всей стратегии, однако мы уже видим внушительные охватные показатели (более 11 млн контактов), позитивную динамику по брендовым запросам на маркетплейсах, росту трафика на собственном сайте, росту упоминаний и комьюнити — это благотворно влияет не только на знание и лояльность, но и на бизнес-показатели.

Далее стратег с командой экспертов по различным направлениям (PR, SMM, контент-маркетинг) выстраивает коммуникационный план, учитывая важные для бизнеса инфоповоды. В первую очередь это собственные (например, юбилей бренда, продуктовые запуски) и календарные инфоповоды (сезоны распродаж, праздники).

Насыщают коммуникационную стратегию спецпроекты, в том числе трендовый формат коллабораций, который позволяет брендам обмениваться аудиторией и привлекать внимание к инфоповоду.

Screenshot_18

Коллаборация локального косметического бренда "Краснополянская косметика" и Кинопоиска 

При разработке комстратегии также желательно прописывать логику работ в ситуативных инфоповодах. Сюда же относится прогнозирование возможных риска и негатива — готовим скрипты для случаев кризисной коммуникации. 

В результате бизнес получает стратегию взаимодействия с аудиторией, которая помогает бренду быть последовательным и эффективным. Чаще всего стратегию разрабатывают на срок 1-2 года. В любом случае она не должна просто "пылиться на полке". Стратег осуществляет супервайзинг— контролирует реализацию и адаптирует стратегию на протяжении ее действия. При изменении целей бизнеса стратегию необходимо скорректировать, даже если срок ее реализации еще не закончен.

Коммуникационная стратегия помогает коммуницировать с клиентами эффективно и согласованно, донести определенные сообщения до аудитории, при необходимости скорректировать образ бренда и нейтрализовать негатив. Да, работа по разработке и реализации стратегии требует немалых ресурсов, но компании, которые последовательно выстраивают свою коммуникацию, получают главный актив — сильный, узнаваемый бренд, которому доверяют.

*Instagram признан экстремистской организацией на территории РФ.

Прокомментировать
Читайте также
13:15
Секреты рекламы на маркетплейсах, инсайды от представителей площадок, неочевидные точки роста и лайфхаки для селлеров — что вошло в финальную программу СиМ-2025
Программа конференции "Селлеры и маркетплейсы" заполнена на 100% — темы и тезисы докладов утверждены и опубликованы на сайте мероприятия.... Подробнее
07/02/2025
Все сайты в зоне RU тоже называть нельзя? Ассоциации ритейлеров просят не запрещать иностранные буквы и слова в вывесках, наименованиях и брендах
Планируемый запрет, фактически, подразумевает введение наказаний за использование товарных знаков Wildberries, Ozon, Mail.ru и множества других, которые связаны с онлайн-бизнесами... Подробнее
Артем Смирнов
Директор по развитию, Бета ПРО
06/02/2025
Как работать с отзывами на маркетплейсах: какие инструменты предлагают площадки, как закрывать негатив и формировать положительный имидж бренда
Серьезное влияние отзывов на продажи уже давно стало неоспоримым фактом. Однако, просматривая карточки товаров в качестве пользователей, мы видим множество формальных, шаблонных и безличных ответов от продавца. А еще чаще обратная связь на отзыв вообще не соответствует его содержанию или вопросу от потребителя.

Как грамотная работа с отзывами может существенно увеличить продажи и повысить узнаваемость бренда? Об этом пойдет речь в статье... Подробнее
Артем Васильев
Руководитель отдела маркетинга, ИП Худяков А.С.
16/04/2024
"Магнит" перекрасил и окончательно переименовал KazanExpress. Посмотрите, как это выглядит (ФОТО) - обсуждение 2
Ужасное оформление ПВЗ, жаль, что испортили оформление KazanExpress, у них ПВЗ были самыми стильными среди всех. Понятно, что через оформление доносят идею того что это супердешевский массмаркет, но легче не становится. Невосполнимая потеря.  Свернуть
Ужасное оформление ПВЗ, жаль, что испортили оформление KazanExpress, у них ПВЗ были самыми стильными среди всех. Понятно, что через оформление доносят идею того что это супердешевский мас Еще...
Форум Привлечение клиентов Продвижение бренда
Илья Карбышев
Head of Marketing department, Finepromo
31/10/2023
Нужны комментарии директоров по маркетингу для статьи 8
Спасибо, интересно. Если позволите, вот по теме ролик, как Хоффу презентовали КП Ашманов и партнеры, там директор по маркетингу разбирает его, может будет интересно. КП очень подробное. https://www.youtube.com/watch?v=qVKS6GtCQcM Свернуть
Спасибо, интересно. Если позволите, вот по теме ролик, как Хоффу презентовали КП Ашманов и партнеры, там директор по маркетингу разбирает его, может будет интересно. КП очень подробное. h Еще...
Форум Привлечение клиентов Продвижение бренда