подписка
Подписаться
Антон Ларин
Генеральный директор, XWAY
26/10/2022

Что нового появилось на Ozon с июня: обзор актуальных нововведений и инструментов

Что нового появилось на Ozon с июня: обзор актуальных нововведений и инструментов

Ситуация в электронной коммерции продолжает меняться для всех участников сферы. На смену сложностям с настройкой логистики, планированием поставок и растущими издержками приходят все новые вызовы. Сегодня не только предприниматели, но и маркетплейсы вынуждены адаптироваться к падению покупательской способности и снижению спроса. Для того чтобы в подобных условиях удерживать интерес продавцов и покупателей, платформы постоянно работают над повышением эффективности внутренних операционных процессов — обновляют правила, модернизируют и внедряют новые инструменты.

CEO операционного партнера маркетплейсов XWAY Антон Ларин разбирается, что нового появилось на Ozon и какие промо-механики особенно актуальны в сезон грядущих распродаж.

OZON сегодня

По итогам первого полугодия Ozon впервые вышел на операционную безубыточность. Суммарный оборот площадки превысил 170 млрд рублей — темпы роста GMV в сравнении с аналогичными показателями в прошлом году составили 122%. Кроме того, на маркетплейсе увеличился и ассортимент. Так, к примеру, товарная матрица онлайн-платформы за два квартала расширилась в 5 раз — до 130 млн SKU. При этом конкуренция в категориях и нишах стала сильнее. Число продавцов выросло в 3 раза — до 150 тыс. активных селлеров.

Screenshot_8

Давайте посмотрим, что же изменилось на Ozon.

Логистика

Этим летом маркетплейс запустил виртуальный распределительный центр. Принцип его работы сводится к тому, что продавец загружает количество товара, который он хочет поставить на склады FBO, а умный алгоритм Ozon сам распределяет товары по региональным складам на основании продаж в прошлых периодах. Если же продаж у продавца еще не было, то аналитика проводится с помощью "Эвристики" — автоматизированного инструмента площадки, который определяет спрос в конкретном регионе на аналогичные товары. Изначально запуск был принудительным для продавца, что вызвало много недовольства. Несмотря на то, что по сути кросс-докинг стал бесплатным, селлеры не могли сами определять, какие товары и в каком количестве поставлять на конкретные склады. 

Единственный вариант тогда был — не привозить некоторые из тех поставок, на которые Ozon разбил общее количество товаров, или вовсе привезти только одну на московский склад. Позже маркетплейс отказался от принудительного переключения продавцов на ВРЦ и сделал его добровольным. Теперь продавцы могут решать, воспользоваться ли им ВРЦ или сделать распределение по складам самостоятельно, но уже через платный кросс-докинг. На наш взгляд, инструментом стоит пользоваться, особенно привлекательным он стал для тех, кто раньше отказывался о расиз-за дороговизны услуги. 

Работа с ассортиментом

Товарная матрица расширяется — появляется все больше моделей и видов товара. Очень важно, чтобы у селлера на этапе заведения карточек не возникало с этим сложностей. Поэтому недавно Ozon упростил процесс объединения карточек. Теперь предпринимателю нужно завести всего одну карточку и отметить, что у товара есть несколько разновидностей — например, по цвету, весу, габаритам или другим характеристикам. Онлайн-платформа при этом самостоятельно сводит данные по товару и объединяет варианты в одну карточку. Такой шаг экономит ресурсы селлера и предотвращает риск совершения ошибки при создании карточки.

Screenshot_9

Кроме того, на маркетплейсе можно самостоятельно исправлять и удалять штрих-коды. Однако для этого есть ряд условий — к примеру, штрих-код должен быть создан не позднее, чем 3 дня назад, а также быть прикрепленным к товару, который продается только на FBS.

Отдельное внимание площадка уделяет работе с мультимедийным форматом. Так добавлять rich-контент на Ozon стало проще — можно загружать изображения не только по ссылкам, но и напрямую с устройства.

Тарифы

Практически все маркетплейсы к высокому сезону запускают новые склады, наращивают складские мощности, что приводит к повышению тарифов для селлеров. Ozon по сравнению с другими популярными площадками не сильно повысил свои тарифы. Для ряда категорий комиссия за продажу товаров площадке с 1 октября стала выше — например, для одежды, обуви и аксессуаров она увеличилась с 8 д 12%, для ювелирных украшений — с 5 до 9%, для малой и крупной бытовой техники — с 5 до 7%.

Ozon также сделал тарифы на логистику едиными для всех кластеров (регионов доставки) — стоимость зависит только от цены и габаритов товара. За счет этого селлерам стало гораздо легче рассчитывать свои затраты и закладывать их в стоимость товара. 

Кроме того, для некоторого ассортимента маркетплейс разрешил предпринимателям размещать товары на своих складах по схеме FBO бесплатно с 1 октября 2022 до 31 января 2023 года. Нововведение актуально для сезонного ассортимента, а также продукции, которая участвует в акциях "11.11", "Черная пятница" и новогодних распродажах.

Рекламные инструменты

В преддверии распродаж отдельное внимание стоит уделить промо-инструментам, которые помогут продавцу привлечь внимание новых пользователей и удержать текущих клиентов: 

  • Трафареты. Раньше селлеры самостоятельно настраивали рекламу в поиске — добавляли ключевые фразы, по которым хотели показываться, и минус-слова, на каждую фразу выставляли конкретную ставку. А еще могли отдельно запустить рекламу в категории и в карточках, чтобы показываться в товарах конкурентов. Теперь Ozon упростил продавцам работу с рекламой и запустил "Трафареты" — умную рекламу, которая сама выбирает места для показа — в карточках, в поиске или категории. Она показывается тем пользователям, которые интересовались похожими товарами. Предпринимателю остается только добавить продукцию, определиться с дневным бюджетом и выставить ставку за 1000 показов на каждый товар.

picture-1.4404cc9c

  • Видеообложки. Маркетплейс запустил видеообложки, которые в трафаретах автоматически воспроизводятся в поисковой выдаче, привлекая больше внимания. По данным платформы, кликабельность карточек с видеообложкой на 24% выше. Поначалу такие изменения вызвали много негатива у селлеров, так как на практике продвижение стало менее эффективным. Однако уже сейчас мы видим улучшенный инструмент, который не только хорошо работает, но и экономит время предпринимателя на работу с рекламой.
  • Бонусы продавца. Ozon начал активнее развивать программу лояльности и сделал инструмент, который позволяет селлерам возвращать покупателей к себе в магазин. Бонусы работают следующим образом: при покупке у конкретного продавца, покупатель получает кешбэк баллами, которыми потом может расплатиться только у того же предпринимателя. Для покупателя это дополнительная мотивация вернуться в магазин и сделать еще несколько заказов.

Screenshot_11

Ozon Card

В этом году онлайн-площадка заменила кешбэк баллами, которые покупатели получали при покупке у премиум-продавцов, на скидку при оплате Ozon картой. Скидка предоставляется частично за счет селлера, частично за счет платформы. При этом, чем лучше индекс цен у продавца, тем больше маркетплейс увеличивает скидку.

Screenshot_15

Изменился и формат программы "Premium" для продавцов. Раньше за пользование инструментом селлер платил процент от продаж в зависимости от категории. Кроме того, "Premium" поднимал карточки в поисковой выдаче и каталоге. Сегодня для того, чтобы участвовать в программе, продавец вносит ежемесячную фиксированную плату, а вместо буста карточки получает доступ к продвинутой аналитике в личном кабинете.

Еще одно из изменений заключается в том, что скидки по карте Ozon стали доступны всем селлерам, а не только премиум-продавцам. Это дало хороший рост заказов, ведь раньше кешбэк баллами могли получить только покупатели с платной подпиской, а теперь все это доступно всем пользователям маркетплейса с картой.

Заключение

Конкуренция в ecommerce неизбежно растет — появляются новые игроки, покупатели предъявляют все больше требований к продукции продавцов, а селлерам приходится соревноваться за внимание клиентов друг с другом. При этом успех предпринимателя во многом зависит от умения быстро адаптироваться под нововведения площадок и встроить в стратегию продаж новые рекламные инструменты.

Прокомментировать
Читайте также
Mine7Eden А.
сотрудник, Торговля (Услуги, крупная компания)
29/03/2023
Яндекс Маркет перестал давать продажи магазинам? - обсуждение 9
Перейти к исходному сообщению
Обсуждение материала:Яндекс Маркет перестал давать продажи магазинам?Если вы рассчитываете продать свой товар очень дешево и почти не заработать, то вы будете получать с Яндекс.Маркета продажи. Но как Еще...
Обсуждение материала:
Яндекс Маркет перестал давать продажи магазинам?
Если вы рассчитываете продать свой товар очень дешево и почти не заработать, то вы будете получать с Яндекс.Маркета продажи. Но как только вы выходите из зоны самой низкой цены, то моментально начинаются проблемы — потенциальные покупатели вас игнорируют >>> Свернуть
Редакция Oborot.ru  Редакция Oborot.ru Редактор новостей, Oborot.ru
Да, но не особо жалко. Другие маркетплейсы лучше. Свернуть
Обсуждение материала:Яндекс Маркет перестал давать продажи магазинам?Если вы рассчитываете продать свой товар очень дешево и почти не заработать, то вы будете получать с Яндекс.Маркета пр Еще...
Форум Работа с маркетплейсами Маркетинг на маркетплейсах
26/10/2022
Ozon в 5 раз повысил минимальную ставку для продвижения в своем поиске
Стартовая ставка для продвижения в поиске увеличилась с 1% до 5% от цены товара. Такой вариант рекламы приносит все больше заказов (каждую неделю пользователи маркетплейса вводят около 130 млн поисковых запросов)... Подробнее
24/10/2022
Фулфилмент-оператор "Бета ПРО" стал технологическим партнером Ozon'а. Что это дает компании и ее клиентам?
Компания попала в список бизнес-партнеров маркетплейса по онбордингу, сопровождению и продвижению мерчантов. Ozon подтверждает экспертизу Бета ПРО и рекомендует селлерам как надежного оператора ... Подробнее
18/10/2022
"Гарантийный платеж" (платная регистрация) на Wildberries уже 30 тысяч рублей
Довольно неприятный сюрприз. Причины повышения маркетплейс не объяснил. Между тем, продавцы начали жаловаться на блокировки личных кабинетов - не специально ли их вынуждают заново регистрироваться платно?... Подробнее
Евгений А.
ит, B2B-услуги (Авто, среднего размера компания)
14/10/2022
Кто то знает что случилось с выплатами в Wildberries? 3
Да, 3 среднедневных оборота по новыми односторонним правилам.
У нас все точно также, придумали себе "новый баланс" и заблокировали оборотные средства.
По сути с такими условиями мы не сможем вообще вывести все средства никогда уже.
От поддержки не можем добиться ответа, вообще просто отписка. По сути они забрали средства из оборота селлера на свои нужды. Похоже придется подавать в суд. Свернуть
Да, 3 среднедневных оборота по новыми односторонним правилам. У нас все точно также, придумали себе "новый баланс" и заблокировали оборотные средства. По сути с такими условиями Еще...
Форум Работа с маркетплейсами Маркетинг на маркетплейсах