Интернет-магазины: предыстория и перспективы
Когда в нашей стране на смену традиционным "предприятиям торговли" пришли магазины, построенные на принципе свободного доступа к товарам, это вызвало резкий всплеск покупательской активности.
Теперь покупателю не надо вставать на цыпочки, чтобы разглядеть нужную вещь, расположенную по ту сторону баррикады-прилавка, – можно спокойно ходить меж полок, разглядывать, сравнивать, выбирать. Ассортимент стремится к бесконечности, консультанты из кожи вон лезут, чтобы вам угодить, да и сам магазин выглядит нарядным. Так и тянет что-нибудь купить, хотя, конечно, если проехать две остановки на троллейбусе, то там за углом… На сэкономленные деньги можно было бы купить пять коробков спичек… А, ладно… Да, девушка, беру это, и это, и вон то…
Взяв на вооружение вернейшее правило – "Пусть клиент почувствует себя хозяином положения" – и стараясь сделать процесс покупки максимально комфортным, владельцы таких магазинов добились значительного увеличения продаж и, как результат, одержали победу в конкурентной борьбе.
Шаг вперед
Интернет-магазины, по сути, явились следующим шагом по пути к осуществлению этих принципов. Здесь восседающий на стуле покупатель уже не то что хозяин положения, – он просто пуп Земли, а вся вселенная товаров и услуг крутится вокруг него, повинуясь малейшим его капризам и прихотям.
Действительно, работать в таких условиях сложнее. Однако трудности компенсируются возможностью интернет-магазинов постепенно, шаг за шагом, автоматизировать цепочку от заказа до доставки товара. Результат не заставит себя долго ждать – покупатель по достоинству оценивает невысокие цены и удобство совершения покупки. Вместе с тем полная автоматизация торговли закладывает надежную основу для дальнейшего успешного развития вашего бизнеса, позволяя опередить старомодных неповоротливых конкурентов.
По ту сторону монитора
Давайте подробнее рассмотрим факторы, которые могут заставить потенциального покупателя отказаться от услуг традиционного магазина и сделать выбор в пользу онлайнового:
Вам ведь не приходится платить за аренду торговых площадей и нанимать большое количество обслуживающего персонала. Это позволяет немного, совсем чуть-чуть, снизить цены. А клиент никогда не хочет платить лишнего.
Покупателю никуда не надо ехать, он может совершить покупку в любое время суток. Что, несомненно, выгодно и вам, ибо это увеличивает возможное количество заказов.
Собственно, то же самое предлагают и некоторые оффлайновые магазины, но там это отдельная услуга и стоит она соответствующе. В интернет-магазинах эта услуга "поставлена на поток", что дает возможность снизить стоимость доставки.
Как показывают исследования, клиенты интернет-магазинов обычно ищут что-то достаточно конкретное, к примеру телевизор с такой-то диагональю такой-то фирмы и примерно такой-то стоимости. Если вы регулярно проверяете наличие товара на складе, обновляете цены и на сайте есть функция поиска (она ведь есть, не так ли?), то имеете все шансы заполучить этого покупателя.
Покупателю интересно пообщаться с людьми, которые ищут примерно то же, что и он. Даже если он не купит вещь здесь и сейчас, полезный совет, полученный на форуме, заставит его возвращаться снова и снова. И тут все зависит от вашего магазина и ваших работников.
А что нам за это будет?
Ладно, с покупателями все ясно. Им интернет-магазины только выгодны. Если все вышеперечисленные условия будут выполнены, скоро исключительно оффлайновых магазинов останется совсем немного. Но какие преимущества получает продавец?
Очень важно, что в интернет-магазинах практически отсутствует сдерживающий географический фактор. Сеть открыта для всех, ограничителем являются лишь условия доставки. Однако зачастую, особенно если вы занимаетесь оптовой торговлей или продаете редкие товары, выгода от покупки намного превысит расходы на транспортировку.
По данным Spylog, число покупателей интернет-магазинов среди активной аудитории – постоянных пользователей Интернета – в России уже за первый квартал 2001 года увеличилось до 60% (в сравнении с 35% за 2000 год). Таким образом, потенциальная аудитория отечественных виртуальных магазинов уже сейчас составляет более миллиона человек. Много ли оффлайновых магазинов, ограниченных улицей, районом, в лучшем случае, городом могут похвастаться такой потенциальной аудиторией?
В комментариях не нуждается. интернет-магазин в принципе может обслуживаться очень небольшим количеством персонала. Есть, однако, одно маленькое "но": персонал должен быть высококвалифицированным это условие часто минимизирует или вовсе сводит на нет уменьшение расходов.
Как было сказано выше, автоматизация позволяет увеличить количество обрабатываемых заказов и уменьшить вероятность ошибок, опять же сокращает количество задействованных работников и позволяет более эффективно управлять предприятием за счет объединения всей информации в единую систему. В итоге – серьезное преимущество перед оффлайновыми конкурентами.
Получаемые статистические данные: различные опросы, анкеты, показания счетчиков – дают возможность оперативно реагировать на потребности рынка.
Для отдельных категорий магазинов это – серьезное преимущество. Там, где в оффлайне все ниши уже заняты и на качественную кампанию требуются сотни тысяч или миллионы долларов, в онлайне, с относительно скромным рекламным бюджетом, можно добиться впечатляющих результатов.
Выживает сильнейший
Подводя итоги всему сказанному, подчеркнем еще раз: интернет-коммерция – это не отдельная и самостоятельная область торговли, это лишь одна из ее форм. Покупатель делает свой выбор в пользу того продавца, который обеспечивает ему более выгодные условия. Никто не пойдет в магазин просто потому что он онлайновый, поэтому интернет-магазинам стоит постараться, чтобы реализовать преимущества, которые дает им Сеть.
... Подробнее