подписка
Подписаться
Юрий Грановский
11/09/2001

Бесплатный Интернет

["Ведомости"]  До недавнего времени аналитики объясняли неуспех большинства российских коммерческих проектов в Интернете тем, что россияне рассматривают Интернет как своеобразный аналог телевидения. Дескать, заплатив за доступ (купив телевизор), наш человек хочет получать остальные услуги (программы) бесплатно. Недавно крупная московская провайдерская компания ORC провела опрос, в ходе которого выяснилось, что 40% российских пользователей Сети не платят и за доступ. Какая уж тут коммерция.

Способов не платить за доступ в Интернет из своего кармана великое множество. Некоторые относительно невинны, другие откровенно криминальны. Примерно половина москвичей из числа "неплательщиков" применяют для прогулок по Сети из дома пароли доступа, использующиеся у них на работе и оплаченные, соответственно, их работодателем. Чаще всего это делается втайне от начальства. Впрочем, иногда казенный доступ разрешают использовать официально, например для работы на дому, смирившись с тем, что часть времени работник будет пользоваться Сетью в личных целях. А во многих случаях интернет-доступ банально воруют. Злоумышленники пользуются крадеными паролями, оплачивают счета с помощью фальшивых номеров кредитных карт, наконец, взламывают программную защиту серверов, контролирующих подключение пользователей к интернет-провайдеру.

От "халявщиков" трудно ожидать готовности тратить деньги в Интернете (пользуясь "телевизионной" терминологией, можно провести такую параллель: вряд ли человек, укравший телевизор, будет платить за кабельное телевидение). Согласно данным аналитиков маркетинговых агентств Gallup Media и "КОМКОН", в Рунете покупки делают всего лишь 10% пользователей. Для сравнения: исследования Datamonitor показали, что в Америке покупки совершают более 60% интернетчиков, в Западной Европе – более 50%.

"Я не удивлен, что в России так мало тратят на Интернет. Это предопределено, можно сказать, исторически. У нас не развита культура покупок по каталогам, нет привычки платить за телеканалы", – говорит Петр Залесский, директор проекта "КОМКОН-Вектор". Данные опроса ORC практически совпадают с результатами опроса "КОМКОНа" о тратах россиян на подключение к Сети. "Примерно тот же процент людей затруднились ответить, сколько они тратят, или ответили, что не тратят ничего, – говорит Залесский. – Как им это удается – пользуются они ворованными кодами доступа или взламывают серверы провайдеров, – мы, конечно, не спрашивали. В лучшем случае "халявщиками" оказываются студенты и школьники, за которых хоть кто-то платит".

Хотя западные интернет-магазины в последнее время тоже переживают тяжелые времена, Залесский считает, что в России ситуация с интернет-коммерцией еще хуже. В особенно тяжелой ситуации оказываются те, кто продает в Сети не реальные товары (в конце концов, платить за компакт-диски или билеты в театр мы привыкли в повседневной жизни) , а специфические интернет-услуги, такие как платный доступ к информационным сайтам, платное участие в онлайновых аукционах, покупка музыкальных записей в формате mp3 и т. п.

Одним из наиболее известных сайтов Рунета, пытающихся зарабатывать на интернет-услугах, является аукцион Молоток.ru холдинга Port.ru. "Некоторый консерватизм и пессимизм пользователей в плане платных услуг нами ощущается. Несомненно, в Рунете часть аудитории составляют люди, которые не просто не хотят, но и не могут такими услугами пользоваться", – сетует президент Port.ru Евгений Голанд. Впрочем, по мнению Голанда, зачастую в этой ситуации виноваты сами поставщики услуг. Владельцы сайтов, предоставляющих платные услуги, сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны коллег, предоставляющих те же услуги бесплатно. А сил и желания сделать свой товар на порядок более интересным и тем убедить покупателей тратить деньги, хватает лишь у немногих.

"Молоток.ru старается избежать этих ошибок. Прежде чем ввести платные услуги, мы практически год предоставляли наш сервис бесплатно, за это время он стал популярен. Но даже теперь мы не считаем возможным брать плату со всех участников торгов. Платные услуги мы вводим постепенно, это позволяет нам не терять ту часть аудитории, которая пока не настроена пользоваться платными сервисами", – говорит Голанд.

Остается открытым вопрос, станут ли нынешние "бесплатные" клиенты "Молотка", которыми он так дорожит, платить хотя бы в отдаленном будущем. Аналитик Gallup Media Михаил Райбман настроен оптимистично: он указывает, что в среднем посетители Интернета более обеспечены, чем основная масса россиян. "Я не стал бы драматизировать то, что так много наших соотечественников не платят за доступ в Интернет, – говорит он. – Я не думаю, что можно ставить знак равенства между теми, кто не платит за доступ в Сеть, и теми, кто не готов там ничего покупать".

ОНИ НИКОГДА НЕ ПЛАТЯТ.

Опрос ORC был одним из самых масштабных в российском Интернете: в нем приняли участие более 10 000 респондентов из разных городов страны. В офлайновых опросах пользователей Интернета, проводящихся российскими маркетинговыми агентствами, как правило, участвует не более 2000 респондентов (впрочем, не стоит забывать, что ответы, полученные в личной беседе, зачастую более достоверны). Данные ORC оказались весьма обескураживающими. Мало того, что около 40% россиян вообще не платят за пользование Сетью. Ровно треть из тех, кто платит, тратят на Интернет не более $10 в месяц. Иными словами, большинство россиян в принципе не рассматривают Интернет как платную услугу.

В Москве положение чуть лучше, чем в других городах, – в столице любителей бесплатного Интернета около 37% , тогда как в Санкт-Петербурге и городах Приволжского и Сибирского федеральных округов их 44 – 47%. Число тех, кто пользуется Интернетом только с рабочего места или из учебного заведения, в Москве не превышает 3% , в среднем по России – 25%. Получается, что очень многие пользуются бесплатным Интернетом в личных целях из дома.

Прокомментировать
Читайте также
Галина Окулова
11/09/2001
Интернет-магазины: предыстория и перспективы
Когда в нашей стране на смену традиционным «предприятиям торговли» пришли магазины, построенные на принципе свободного доступа к товарам, это вызвало резкий всплеск покупательской активности.... Подробнее
10/09/2001
Страхование в Рунете: поспешай не торопясь
Многие из участников состоявшегося 6 сентября семинара "Корпоративный интернет-портал страховой компании: задачи и решения" имеют свои представительства в Сети, однако до уровня портала эти ресурсы явно не дотягивают... Подробнее
06/09/2001
Платежная система от "Гута-Банка"
У нас в России появилась еще одна платежная система по имени «Рапида». Люди, раньше работавшие с Гута-Банком, вложили в нее 2 млн долларов и массу надежд.
... Подробнее