Что нового появилось на Ozon в 2021 году. И какие нововведения ожидаются
Какие изменения произошли в правилах площадки в этом году? Что ожидается? Как в связи с ними лучше выстроить работу продавца? Рассказывает эксперт технологического партнера Ozon, совладелец компании "СеллерМАРКЕТ" Анна Шафигуллина.
Сегодня Ozon по оборотам и масштабам – второй маркетплейс на российском рынке. Он стремительно развивается и постоянно меняется. Как подчеркнул операционный директор Ozon Даниил Федоров на форуме компании в июне этого года: "Мы меняем правила, чтобы каждый мог продавать на всю Россию. Наша формула – "маркетплейс плюс предприниматель".
Ассортимент
Маркетплейс проанализировал, какие товары продаются лучше всего, и с июня их можно включать в так называемый "ключевой ассортимент". Данная опция предполагает бесплатный кросс-докинг (поставщик отправляет товар на удобный ему склад, а Ozon распределяет на другие). Кроме того, такой товар исключается из платного хранения даже в случае низкой оборачиваемости. Особые условия действуют до конца сентября, поэтому, если имеется возможность воспользоваться функцией КА, есть смысл это сделать. Бонус еще и в том, что если товар остается в такой матрице до конца сентября, то Ozon продлевает бесплатные хранение и кросс-докинг еще на три месяца.
Рекламные кампании
В течение 2021 года Ozon ввел новые инструменты в настройку рекламных кампаний.
1. В базовом наборе появилась функция флеш-сейл – по сути, распродажа товаров, которая длится всего сутки. Можно добавить туда весь ассортимент, который, правда, будет продаваться не единоразово, а поочередно – сегодня один товар, завтра другой и так далее. Для покупателей это достаточно привлекательный способ сделать покупку по наиболее выгодной цене, ведь скидка по флеш-сейл всегда самая низкая в этот промежуток времени.
2. Другой интересный инструмент, который очень хорошо себя показал на практике – это продвижение в поисковой выдаче маркетплейса на основе конкурентной ставки. В отличие от других маркетинговых возможностей площадки, которые не гарантируют продажи, здесь деньги снимаются только в случае покупки.
3. Первого июня Ozon анонсировал, что в компании будут тестировать настройку внешней рекламы в личном кабинете. Это все те же контекст и таргет, но уже без регистрации л/к на Яндекс.Директ и Google.Adwords. Пока это только планы, точных сроков пока нет.
4. Также на Ozon ввели так называемые "совместные покупки", когда члены сообщества по интересам собираются и делают общий заказ со скидкой и экономией на доставке. Соответственно, селлер может сделать данное предложение в карточке товара, установив за такой мелкий опт более выгодную цену.
5. Еще из относительно новых фишек отметим появление запроса на скидку, при котором покупатель может запросить себе дисконт на конкретный товар.
Комиссии и логистика
Если раньше действовал минимальный размер комиссии для всех категорий товаров и стандартная логистическая схема, то с февраля все кардинально изменилось.
Во-первых, Ozon снизил комиссию для всех категорий, упразднив также минимальный тариф. Во-вторых, в компании полностью пересмотрели подход к логистике. Отныне нет фиксированной суммы доставки, а есть три составляющие: сборка заказа, магистраль и последняя миля.
Ранее для продажи со склада маркетплейса магистраль бралась только для московских складов, при этом для FBS исключений не делалось вообще. Затем Ozon пошел навстречу продавцам и сделал для FBS единый тариф – независимо от пункта доставки стоимость составляла 19 рублей за объемный литр. А с 1 июля магистраль начала браться в том числе с региональных складов; если раньше предполагалось, что внутри кластера магистрали не будет, то теперь она составляет 8 рублей. За счет этого компания понизила данную составляющую в другие регионы.
Также в 2021 году Ozon запустил схему Real FBS (доставка силами продавца) для тех, кому логистика за счет Ozon выходит дороже собственной. Это сняло очень много ограничений для габаритных товаров. Так, Ozon взимает только комиссию за продажу, играя роль витрины. Плюс этой схемы еще и в том, что продавец может ограничить географию доставки.
Продажа услуг
Недавно Ozon предложил продажу услуг: после покупки уникального промокода покупатель переходит на сайт услуги и вводит его в специальном окне. И цена на эту услугу обнуляется, поскольку клиент уже оплатил ее на Ozon. Это могут быть, например, видеокурсы по рисованию, юридические услуги, типография, премиум-подписки с серьезным дисконтом и т.д. На данный момент единственное ограничение в том, что услуги могут продавать только юридические лица. Но тем не менее это выгодно, ведь предложение показывается на крупнейшем маркетплейсе. Кроме того, это дополнительная реклама.
В статье общие фразы, а мне интересно было почитать конкретно, как проводили аудит, какие сервисы использовали, как анализировали конкурентов.