подписка
Подписаться
13/03/2015

Индексация или оптимизация?

Не так давно РБК опубликовала результаты опроса, проведенного Hay Group среди 412 компаний из 18 секторов экономики. Главный вопрос исследования: собираются ли работодатели поднимать зарплаты своим сотрудникам в связи с падением курса рубля. Опрос показал, что в 75% компаний руководство планирует индексировать заработную плату. Однако процент увеличения достаточно невысок, и удержать ценных сотрудников будет проблематично.

 По результатам опроса, наибольшее повышение планируют компании, занимающиеся электронной коммерцией – в среднем на 11,3%. Для сравнения: в других секторах экономики повышение предполагается в среднем на 9,5%. Портал HeadHunter предоставляет еще менее оптимистичные прогнозы. Согласно их данным лишь 13% компаний собираются увеличивать зарплаты, при этом в 80% из них рост не превысит 15%. "Большинство компаний, за исключением крупнейших корпораций, не имеют на это финансовых ресурсов", – считает партнер хедхантинговой компании "Агентство Контакт" Юлия Забазарных.

Выходом для бизнеса является оптимизация, которая в первую очередь коснется штатов. Многие компании уже рассматривают возможность сокращений всех направлений, при этом, по данным Hay Group, 27% планируют оптимизацию численности сотрудников в среднем почти на 11%.

Oborot.ru решил уточнить позицию компаний отрасли электронной коммерции по этому вопросу, и мы обратились к ним напрямую с просьбой прокомментировать ситуацию с оплатой труда.

Алина Рыженкова, HR-директор ритейлера "Связной"

"В "Связном", как и в большинстве частных компаний на российском рынке, нет практики автоматической индексации, когда зарплата повышается у всех сотрудников на одинаковый процент", – объясняет Рыженкова. Она подтвердила, что процесс пересмотра заработной платы офисных работников происходит индивидуально, исходя из достижений сотрудника, изменения его функционала, расширения зоны ответственности и других факторов, однако отметила, что в компании такая оценка действует на регулярной основе. "Также мы всегда берем в расчет стоимость такого специалиста на рынке труда. Повышение может затрагивать как окладную, так и премиальную часть зарплаты", – отмечает Рыженкова.

Кроме того, в "Связном" принято регулярно пересматривать размер фиксированной части зарплаты продавцов, ориентируясь на состояние рынка в конкретном регионе. "Однако стоит понимать, что у продавцов большая часть зарплаты зависит от результатов продаж товаров и услуг с поправкой на качество обслуживания (зависит от оценки, данной клиентами конкретному магазину). Таким образом, на финальный размер ежемесячного дохода продавец влияет самостоятельно и у него для этого есть широкий выбор инструментов", – отметила спикер.

Роман Ермоленко, вице-президент по персоналу компании "Эльдорадо"

В "Эльдорадо" процесс оптимизации расходов в сфере персонала уже завершился. "Мы реорганизовали структуру и перераспределили отделения, которые не приносили необходимую пользу, поставили им новые задачи. Мы ускорили темпы инноваций. Например, мы увеличили инвестиции в мерчандайзинг и собрали группу высококвалифицированных специалистов, занимающихся исключительно данным направлением, так как оно чрезвычайно важно для наших посетителей. Особое внимание в рознице уделили работе с претензиями", – рассказал он. От ответа на вопрос, как обстоят дела в компании с зарплатами, спикер уклонился.

Иванов Дмитрий, pr-директор Е96.ru

"У нас на этом фронте сенсаций нет. Готовимся к дну продаж, которое коммерческий департамент предрекает на апрель-май. В разрезе персонала это означает, что до конца текущего года запланированного еще в 2014 году расширения штата не будет", – говорит Иванов. Впрочем, признается он, штат компании никогда не был особо раздутым, особенно если сравнивать с федеральными компаниями в сегменте. "Мы в текущей ситуации были вынуждены оптимизировать некоторые службы. Например, разработку и маркетингу. Отчасти – из-за синергии внутри холдинга. Отчасти – из-за того, чтобы сохранять общую операционную эффективность компании. Это ключевая задача в 2015 году", – добавляет Иванов.

Екатерина Белоусова, начальник управления корпоративных коммуникаций Enter

В Enter.ru заявляют, что не проводят массовой индексации зарплат, лишь точечные повышения, в рамках операционной деятельности. "Оптимизацию сейчас проводим выборочно. Она проходит естественным путем, мы просто не возобновляем вакансии при уходе сотрудников", – рассказывает Белоусова.

Елена Сиротинина, HR Директор KupiVIP.ru

Кризис показал, что ecommerce игроки оказались в более выгодном положении, по сравнению с традиционной розницей, считает Сиротинина. По ее словам, результаты KupiVIP показывают уверенную положительную динамику на протяжении последнего времени за счет бизнес-модели: гибкого предложения, возможности оперативно реагировать на спрос, короткого закупочного цикла и переориентирования клиентов на дисконт-каналы.
"Поэтому с точки зрения управления персоналом сейчас основная задача – привлечение и удержание ценных профессионалов. Для этих целей мы используем разные способы мотивации сотрудников. Самый действенный из них – это использование гибкой системы KPI, которая позволяет мотивировать сотрудников для достижения конкретных амбициозных целей, двигающих бизнес", – рассказывает Сиротинина.

Василий Шестаков, Коммерческий директор логистической компании "ИдеаЛоджик"

"В настоящей момент информации о внеплановом повышении заработных плат для текущих сотрудников в связи с рыночной ситуации нет. Средний уровень оплаты труда останется на рыночном уровне", – заявил Шестаков. Однако подчеркнул, что в компании планируется увеличение штата сотрудников, связанное с ростом бизнеса и запуском новых проектов.

Денис Матаков, директор по развитию магазина "Бусики Колечки"

Матаков подтвердил, что их компания также оптимизирует бизнес-процессы. Борьба с ненужными расходами, по его мнению, единственный выход в условиях сокращения оборота. В то же время он уверен, что вынужденный новый подход должен пойти на пользу. "Санация бизнеса — это то, что сейчас так необходимо после тучных годов необоснованного нефтяного роста", – отметил Матаков.

 Степан Чельцов, директор интернет-магазина "Магазин интересных подарков"

Директор "Магазина интересных подарков" посетовал на падение покупательской активности. Праздники прошли, следующий подарочный бум не скоро, и компания вынуждена значительно сокращать издержки.

"При этом вопросы сокращения зарплаты не стоят, – уверенно заявил Чельцов. – Наоборот, сотрудники, прошедшие с нами огонь и воду Черной пятницы будут выполнять дополнительные функции, что позволит сохранить доход и даже его увеличить. Это связано с оптовым развитием нашей работы, с расширением ассортиментной матрицы и логистическими улучшениями в связи с переездом".

Аяз Шабутдинов, основатель Холдинга Like (кофейни, доставка цветов)

Шабутдинов не скрывает, что, в связи с кризисом, компания ищет возможность нанять лучших – более профессиональных и активных – сотрудников на те же зарплаты. "Мы, например, ключевых сотрудников мы ищем на рынке регионов, очень много выдающихся кадров обнаружили в Ижевске, где однозначно уровень заработных плат гораздо ниже. Дополнительно есть возможность находить хороших специалистов со всей страны, вовлекая их культурой компании – многие готовы переехать в место дислокации компании, которая им резонирует по внутренним ценностям", – объясняет он.

В то же время основатель Холдинга Like подчеркнул, что на высоких позициях складывается обратная ситуация. Для компании принципиально важно, приносит ли деятельность сотрудника прибыль, причем не в перспективе, а в самое ближайшее время. Зарплата находится в прямой зависимости от полученных финансовых результатов. "Поэтому если говорить о росте, то однозначно – те, кто этого заслуживает тот, кто приносит финансовые выгоды компании – прямо или опосредованно – получит значимые прибавки, причем, полагаю, намного выше средних по отрасли", – заявил Шабутдинов.

 

Так или иначе, надвигающиеся изменения отмечают все опрошенные. Зачастую они отказывается говорить на тему возможной оптимизации. А кто-то из собеседников Oborot.ru и сам, как выяснилось, ищет другую работу. Многие опрошенные утверждают, что в кризис взят курс на эффективность работы сотрудников.

"На первый план в области HR вышла задача привлечения и удержания лучших профессионалов, управления эффективностью деятельности и формирования внутренней "скамейки запасных", – подтверждает вице-президент АФК "Система" Елена Витчак и добавляет, что корпорация делает ставку на внутренние ресурсы и экспертизы.

 По мнению руководителя отдела исследований Hay Group Ирины Чернозубовой, просматривается тенденция повышения зарплат лишь наиболее дефицитным специалистам и на должностях определенных категорий, то есть бизнес старается удержать лишь самые ценные кадры. В связи с оптимизацией этот тренд только усилится.

Прокомментировать
Читайте также
14/04/2015
Новый трофей хэдхантеров AIZEL.ru
Бывший директор по работе с клиентами OZON.ru, директор по маркетингу PayPal в России, основатель Gordon Consulting Юлиана Гордон заняла должность управляющего директора интернет-магазина одежды AIZEL.ru... Подробнее
11/03/2015
Вечеринка только для "своих"
Вход на мероприятие только по спискам и только для сотрудников интернет-магазинов. Чтобы попасть в списки приглашенных на мероприятие, нужно заполнить анкету и обязательно указать в ней корпоративный электронный адрес... Подробнее
АЛВЕ
02/03/2015
ищу руководителя проекта ИМ. 1
Требуется менеджер по развитию и сопровождению интернет магазина.
Работа удалённая.
ТРЕБОВАНИЯ:
Опыт работы в данной сфере
Опыт организации работы с нуля
Знание Яндек директ
Знание и организация работы по дропшиппингу

Все вопросы в личку
Резюме высылать на alexandr.b@bk.ru Свернуть
Требуется менеджер по развитию и сопровождению интернет магазина. Работа удалённая. ТРЕБОВАНИЯ: Опыт работы в данной сфере Опыт организации работы с нуля Знание Яндек директ Знание и орг Еще...
Parma33
02/03/2015
Менеджер интернет-магазина Ищу работу 1
Здравствуйте!
Ищу работу менеджером интернет-магазина.
О себе: Стаж работы менеджером 4 года в интернет-магазине женской одежды, москвичка, без вредных привычек, без семейных проблем.
Нужен график работы пятидневка с 9(10) до 18 (19)ч. графики 2х2, в вечернее время, выходные дни не интересуют.
Подробное резюме по запросу Свернуть
Здравствуйте! Ищу работу менеджером интернет-магазина. О себе: Стаж работы менеджером 4 года в интернет-магазине женской одежды, москвичка, без вредных привычек, без семейных проблем. Н Еще...
23/12/2014
В декабре россияне основательно закупились
Покупательская активность на "Яндекс.Маркете" в декабре выросла на 23% по сравнению с прошлым годом. И на 40% по сравнению с рабочими днями ноября... Подробнее