Что происходит на рынке логистики. 7 трендов на начало 2021 года
Логистический рынок развивается непрерывно – меняется спрос на отдельные услуги, к игрокам предъявляются все новые требования, у потребителя растут ожидания. И чтобы чувствовать себя в этой нише уверенно, важно всегда быть в теме актуальных тенденций. Сегодня разберем основные тренды на начало 2021 года.
1. Спрос на доставку лекарств существенно не увеличился
Как известно, не так давно случилась долгожданная легализация дистанционной торговли лекарственными препаратами. В целом, игроки рынка оказались к этому готовы. Вообще высокая готовность аптечного ритейла к интернет-продажам и стремительная перестройка внутренних процессов вызвала некоторое удивление.
Однако спрос на доставку лекарств нельзя назвать взрывным – крупные аптечные сети или предпочитают справляться собственными силами, или не стремятся отойти от традиционных алгоритмов, осуществляя большую часть продаж путем самовывоза из розничных торговых точек. Видимо, это связано с понятным желанием продавцов сохранить в потребительской корзине, в том числе и рецептурные препараты, не снизить средний чек заказа и сократить риски, связанные с дистанционной продажей. Ведь правила и жесткие ограничения на соблюдение, к примеру, температурных режимов при хранении и транспортировке никто не отменял.
2. Увеличение спроса на экспресс-доставку
Рост, в первую очередь, спроса на доставку готовой еды сформировал у интернет-потребителя определенные привычки. Если я могу через полчаса после заказа получить готовое блюдо, почему я не могу также быстро получить пачку подгузников? Iphone? Холодильник? Однако не все пока готовы подстроиться под любой потребительский запрос.
3. Рост спроса на курьерскую доставку в регионах
Стоимость услуги курьерской доставки в регионах уже сейчас конкурентна по сравнению с предложением Почты России. И это более премиальный сервис, несравнимый по срокам и качеству. Спрос на эту услугу стремительно растет, география расширяется. По данным Admitad, сумма онлайн-покупок региональных потребителей в прошлом году выросла в 3 раза. Прежде всего это категории, которые связаны с пребыванием дома, к примеру, в топе находится домашняя одежда.
Не только города-миллионники, областные или районные центры – спрос на курьерскую доставку есть и в маленьких городах, и деревнях, и в региональных СНТ. Локальные игроки расширяют набор услуг, переходят на семидневный режим работы, открывают пункты выдачи заказов. Региональная доставка – огромный драйвер роста для всей отрасли интернет-торговли.
4. Увеличение требований к качеству сервиса
Сегодня недостаточно в определенный день привезти посылку из точки А в точку Б. Более 500 наших клиентов считают крайне востребованной доставку в определенный интервал и контролируют исполнение требований курьерской службой. Около 60% клиентов сегодня работают с возможностью частичного выкупа заказа и включают определенные инструменты мотивации покупателя на полный выкуп, с которыми нам приходится работать. Простая задачка "не брать Х рублей за доставку в случае выкупа на сумму Y" не так проста с точки зрения технической реализации. Около 15% клиентов заинтересованы в увеличении времени ожидания на адресе. Также есть запросы на сборку мебели, подключение бытовой техники, подъем крупногабаритных товаров на этаж и установку в квартире.
5. Востребованность дополнительных услуг
Как уже было упомянуто выше – новые игроки предъявляют новые требования. Помимо товарного учета для частичного выкупа, ритейлерам понадобились сервисы клиентского возврата или обмена товаров.
Вот простой кейс – магазин работает по предоплате. Оплатить три пары обуви 39, 40 и 41 размера, чтобы померять и выбрать одну, а потом дождаться возврата денег – посильная задача не для каждого. И покупатель заказывает, к примеру, 40 размер, чтобы потом обменять его на 41. А значит, нужно построить новый процесс: забрать у клиента пару ботинок, доставить клиенту, вместо денег получить возврат пары обуви, удостовериться, что вернули ожидаемый товар надлежащего качества, принять возврат на склад курьерской службы, отвезти клиенту. Не слишком сложно. Но и не так просто, когда требуется обучить работе с сервисом 350 сотрудников так, чтобы все исполняли задачу одинаково и четко.
6. Размытые сезонные пики продаж
Например, черная пятница, которая в прошлом году из традиционно одного уик-энда растянулась на целый месяц. Мы ожидали, что вот сейчас напряжемся 2-4 дня, потом выдохнем, наберемся сил и уйдем в декабрь и предновогодний сезон. В 2020 году все пошло не так. С первой же недели ноября обозначился кратный рост доставок и продолжал удваиваться каждую неделю. Такой темп держался до 10 января. Как напряглись – так и не отпустило. Клиенты один за другим запускали акцию за акцией и не снижали объемов продаж. Выходные дни исчезли, никакого падения объемов не происходило ни в субботу, ни в воскресенье. Некоторые конкуренты не выдерживали этой бешеной гонки. Например, в пиковый день продаж объем заказов у наших клиентов превысил средний по октябрю в пять раз.
7. Доставка до адреса из ПВЗ или торговой точки клиента
Довольно новый тренд на рынке. Думаю, что прародителем сервиса стала услуга Почты России по доставке мелких пакетов на адрес получателя силами почтальона. Сейчас крупнейшие маркетплейсы заинтересованы в услуге доставки получателю от пункта выдачи заказов.
Хотелось бы узнать мнение людей о сайте. Интересно мнение о цветах и в целом. Есть определенные проблемы по скорости загрузки, это будет улучшаться. Так же пока нет стоимости расчета доставки. В настоящий момент, по большей части, ориентируемся локально на наш город, где можем предложить курьера, для других регионов пока предлагаем индивидуальный расчет. Так же буду очень благодарен, если выскажете свое мнение об ассортименте, ценовой политике. Пока ассортимент небольшой, постепенно расширяем. Свернуть