подписка
Подписаться
Ольга Древаль
Коммерческий Директор, Служба доставки Dalli
25/02/2021

Как изменился логистический рынок в 2020 году. И что нас ждет в 2021

Как изменился логистический рынок в 2020 году. И что нас ждет в 2021

Пандемия стала самым ключевым событием и самой обсуждаемой темой прошедшего года. Если мы говорим в целом про рынок логистики в этом время, то все очень неоднозначно, учитывая большое количество сегментов. И каждый из них проживал период пандемии по-разному. Импорт и экспорт стали затруднены, поскольку закрылись международные границы. И закрылись надолго. Поэтому серьезно просели международные морские контейнерные перевозки и авиаперевозки. Росла та часть логистики, которая напрямую или косвенно была связана с доставкой дистанционных покупок.

Курьерские службы оперативно подстроились под ситуацию

Если мы говорим про рынок курьерских доставок для ecommerce, то конечно же ни один из игроков не был готов морально к этой ситуации. При этом первый локдаун все отработали ровно, без каких-то ощутимых скачков и проблем. Курьерские службы оперативно подстроились под ситуацию. Существовал ряд факторов, который позволил собраться с мыслями, выиграть немного времени и сосредоточиться на бизнес-процессах в этот период: отсутствие пробок позволяло практически безболезненно начать увеличение объемов. Из-за карантинных ограничений люди сидели дома и были готовы ждать свои заказы более длительный период времени. Не возникло сложностей и с расширением штата линейного персонала, поскольку в стране случились массовые сокращения, люди оставались без работы. Ложка дегтя тоже присутствовала в виде пропусков, многочисленных норм СанПин.

Вообще стоит заметить, что на рынке в тот момент исчезла так называемая атмосфера соперничества. Все старались поддерживать друг друга. Поскольку понимали, что в случае ухода одного из логистических игроков, другим участникам рынка придется распределять между собой его объемы. А в то время все доставщики были перегружены, дополнительный объем потянуть было бы проблематично.

Но потом начались проблемы

Но пришла вторая волна COVID-19, которая принесла с собой "кадровый голод". И это глобальная проблема, с которой столкнулись практически все службы доставки. Объемы продолжают расти, помимо пандемии есть предновогодние дни, гендерные праздники, когда и в спокойные времена количество заказов возрастает в несколько раз. Имеющиеся курьеры просто перегружены, а новых найти крайне сложно. Вообще существует две противоположные ситуации. Первая – когда у курьера небольшое количество заказов, он мало получает, испытывает недовольство и уходит. А есть вторая – огромное количество заказов, когда курьер может получить и 40, и 50 точек, если захочет. Ранее недостаток курьеров во многих службах доставки компенсировался за счет людей, приехавших из соседних стран СНГ. А с приходом лета все стали потихоньку разъезжаться по домам. В сентябре у рынка появился спрос на такого рода функционал, все ощутили недостаток курьеров, сложности с подбором линейного персонала. Отсюда вытекает следующее: дискоммуникация с конечными покупателями, не очень приятные ситуации с клиентами.

Что предпринимать?

Все прекрасно понимают, что выход есть. Нужно поднимать ставку курьера, увеличивать заработную плату. Выше ставка курьера = выше тариф для ИМ. Есть одно НО – на сегодняшний день рынок не готов к повышению тарифов. Желаемая модель взаимодействия в головах владельцев интернет-магазинов осталась неизменной: качественно, в срок, при этом дешево. Но так не бывает, к сожалению.

Основные тренды

  1. Офлайн-ритейлеры, которые в обозримом будущем вообще не планировали развиваться в Сети, массово осваивают онлайн. Активно перенимают опыт коллег по цеху, которые давно используют интернет как один из эффективных каналов продаж/сбыта. Те ecommerce-проекты, которые существуют на рынке не первый день, тоже не стоят на месте, развиваясь в направлении мультиканальности относительно коммуникации с потребителем, увеличивают точки касания и входа. Идет активная диджитализация отрасли, внедряются новые технологии. Для служб курьерских доставок это означает рост объемов в дальнейшем, расширение клиентского портфеля. Иными словами, все те, кто имеют тесную взаимосвязь с ecommerce, чувствуют себя очень неплохо.
  2. Хотелось бы отметить еще один важный момент, оказывающий прямое влияние развитие электронной коммерции: у покупателей активно формируется хорошая привычка покупать в интернет-магазинах. И что важно – получать от этого удовольствие. И именно в период пандемии случился этот скачок. Сначала от безысходности – ТЦ закрыты, выходить из дома нельзя, а потом люди втянулись, им это понравилось.
  3. Тренды рынка курьерских доставок в связи с событиями последнего времени вырисовываются достаточно явно. В первую очередь мы говорим про скорость доставки. Экспресс-доставка как отдельная услуга приобретает всю бОльшую популярность среди покупателей. Люди готовы переплачивать за возможность получить свой заказ здесь и сейчас. Совсем скоро это станет нормой получить свой заказ в течение 2-3 часов, в городах-миллионниках, где люди живут на высоких скоростях, точно.
  4. Потребители становятся более избирательными, для них важно получить свой заказ там, где удобно: ПВЗ, постамат, через курьера. И игрокам рынка доставки необходимо будет предоставить им такую возможность.
  5. Интернет-магазины уже сейчас делают свой выбор в сторону коммуникации с логистическими операторами в режиме "одного окна", поэтому службам доставки нужно учиться взаимодействовать и развивать партнерские взаимоотношения. Все это касается, в первую очередь, небольших и средних интернет-магазинов, потому что у крупного бизнеса свои интеграции, тарифы и прочее.
  6. Еще один тренд, которых необходимо отметить, – гиперлокализация доставки. ИМ отправляет заказ не из одного из складов, а из ближайшей к получателю офлайн-точки продаж. Тем самым время на доставку сокращается до нескольких часов, уменьшаются логистические издержки.
  7. Безупречный сервис остается актуальным во все времена. Поэтому корректное/правильное выстраивание процесса последней мили является очень важным. В идеале – доставлять в заданный интервал, совпадающий с ожиданиями клиента, чтобы получатель мог видеть, где находится его курьер.
  8. Развитие автопилотных доставок всем интересно и у всех на слуху. Попытки будут, вернее они уже есть, но в Москве, Санкт-Петербурге и очень локально.  Мне кажется, в общей сложности на беспилотные доставки будет приходиться небольшой процент от общего числа доставок.
  9. Доставка в регионы тоже будет расти. Все по той же причине. Пандемия открыла глаза человеку на такой канал продаж как интернет.
  10. В связи с тем, что конкуренция растет, маркетплейсы плотно зашли на рынок и продолжают набирать обороты, офлайн-ритейлеры активно осваивают интернет-продажи, растет важность получательского опыта в коммуникации с доставщиками. И сейчас самое время задуматься о разработке единых стандартов, применимых ко всему рынку доставки, поскольку возникла необходимость в регуляции. Но в любом случае те логистические операторы, которые обладают достаточной гибкостью, готовые следовать трендам, подстраиваться, идти в ногу со временем, развиваться, смогут упрочить свои позиции на рынке.
Прокомментировать
Читайте также
26/02/2021
5 неочевидных ошибок при запуске доставки продуктов на примере igooods.ru
Григорий Кунис, руководитель и основатель сервиса доставки продуктов igooods, рассказал о не самых удачных схемах работы и экспериментах на старте этого бизнеса... Подробнее
25/02/2021
Бананы, яйца, молоко. Какие еще продукты чаще всего заказывают онлайн жители Санкт-Петербурга
За год количество заказов на доставку продуктов только через "СберМаркет" выросло в Северной столице в 11 раз – до 413 тысяч. Посмотрим, какие продукты наиболее востребованы при таком варианте их закупки... Подробнее
Саша А.
Вебмастер, B2B-услуги (Маркетинг и продвижение, мини-компания)
25/02/2021
Маркетплейсы получат через "Почту России" 1,5 млрд руб господдержки - обсуждение 2
С такими тарифами и качеством сервиса как сейчас - смешно до слёз))
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика

Популярные рубрики