8 трендов, которые сформируют рынок логистики в следующем году
Аналитическое агентство Data Insight подготовило ежегодное исследование российского рынка логистических услуг. Редакция Oborot.ru выделила в нем 8 самых важных трендов в сфере доставки.
- Растет число спонтанных и сиюминутных онлайн-покупок – и связанный с ними спрос на срочную доставку. Аналитики говорят, что он связан с растущей ролью смартфонов как инструмента для онлайн-шопинга. Пристрастие потребителей к спонтанным покупкам порождает новый вызов для логистических компаний: покупателям становится важна срочная доставка. Иногда речь идет о нескольких часах.
2. Все популярнее делается ниша продуктов и готовых блюд с доставкой. Сейчас это два самых быстрорастущих сегмента в российской ecommerce. Выход в онлайн новых игроков из офлайна (OK, "Перекресток" и др.) увеличивает интерес потребителей. Становятся все востребованее услуги по доставке еды. А это специфический вид логистики: он требует соблюдения очень коротких сроков, четырех температурных режимов хранения. Зачастую доставляется отправление большого веса и объема, а получатель проверяет наличие множества пунктов в заказе.
Для всего этого спроса сегодня в России нет соответствующих предложений, за исключением нескольких небольших (и в первую очередь краудсорсинговых) компаний срочной логистики. Эксперты считают, что в ближайшее два года число продуктовых интернет-магазинов быстро вырастет. Это должно стимулировать развитие соответствующих услуг логистических компаний. Но возможно, из-за отсутствия интересных предложений на рынке интернет-магазинам еды придется строить доставку своими силами.
3. Активно развивается ещё один специализированный сегмент в логистике – крупногобаритная доставка. Это связано ростом интернет-продаж мебели, сантехники и DIY. Предложений на этом рынке пока тоже немного, а стоимость – неоправданно высокая. Эксперты предполагают, что на рынке в ближайшем будущем появится больше специализированных операторов крупногабаритной доставки. Они будут создаваться либо на основе существующих логистических операторов, либо на базе грузовых таксопарков.
4. Одновременно с этим станут востребованными и будут активно развиваться и другие специализированные сервисы доставки: медикаментов, алкоголя и ювелирных украшений. Легализация любой из этих категорий даст скачок спроса на узкоспециализированную доставку.
5. В России, как и во всём мире, сейчас наблюдается рост популярности самовывоза из ПВЗ и постаматов. Доля самовывоза растет на десятки процентов и по всему рынку, и даже в тех крупных магазинах, у которых он есть уже несколько лет. Причём одновременно растет процент заказов, забираемых и из магазинов, и из ПВЗ, и из постаматов. Покупатели "распробовали" эту опцию за последние несколько лет. И, что немаловажно, это самый дешевый способ доставки.
6. Меняется рынок возвратов. Возвратная логистика перестает быть почти исключительной монополией "Почты России". За 2016 и 2017 год на рынке появилось несколько хороших предложений обслуживания возвратов от коммерческих операторов. В том или ином виде такую услугу интернет-магазинам предложили все крупные логистические компании.
7. Происходит перераспределение рынка фулфилмента. На него устремились многие 3PL операторы, однако пока что этот сегмент не показывает значительного роста. Впрочем, на рынке появляются крупные маркетплейсы и агрегаторы (TMall, "Яндекс.Маркет", Goods и др.), что даст дополнительный мощный стимул к развитию этой ниши.
8. Ключевым фактором, меняющим российский рынок логистики, становятся маркетплейсы и большие инвестиции в них. И здесь речь не только о фулфилменте. Совместный проект "Сбербанка" и "Яндекса", Goods.ru и российское подразделение Tmall – только видимая часть айсберга. В Data Insight уверены, что это далеко не последние инвестиции в крупные торговые площадки. И они изменят ландшафт российской ecommerce буквально в ближайшие пару лет.
В своих выводах аналитики основывались на статистических данных, полученных от пятнадцати курьерских компаний (суммарно представляющих около 40% российского рынка доставки), на информации, собранной путём интервьюирования экспертов, а также опроса интернет-покупателей.