Онлайн-трэвел: в заложниках у внешней политики
Промсвязьбанк, основный эквайер онлайн-трэвел-агентств (OTA), пострадавший в прошлом году от банкротства Eviterra, опасается работать с туристической индустрией. С 30 декабря банк отключает несколько туроператоров (Andgo.travel, Onlinetours.ru, "Инна-тур", Level.Travel) от интернет-эквайринга. То, что банк, не посчитавшись с репутационными трудностями, решил отключить клиентов посреди "высокого сезона", – важный симптом. Он свидетельствует о тяжелом положении на рынке. Причины понятны: экономический кризис, падение потребительского спроса, отмена популярных туров в Египет и Турцию.
Насколько глубок кризис, достигнуто ли дно и что реально происходит на рынке онлайн-трэвел – мы выяснили у крупнейших OTA, в том числе – из "черного списка" "Промсвязьбанка".
Выездной туризм в глубоком пике
Рынок выездного туризма стремительно сокращается. "По итогам IV квартала 2015 года мы оцениваем падение как минус 50% в количестве туристов", – признается основатель Onlinetours Константин Победкин. – Причина – закрытие Египта, основного зимнего пляжного направления, у которого нет альтернативы".
"Закрытие" Египта и Турции стало последним,но не единственным ударом по туристической отрасли. До этого потребительский спрос подкосило подорожание авиабилетов и в целом стоимости отдыха за рубежом, уход из страны иностранных авиакомпаний и, наконец, в сентябре, банкротство "Трансаэро", с его дешевыми билетами и чартерами.
Снижение количества пассажиров на международных рейсах в чем-то повторяет ситуацию, которая сложилась в кризисном 2009 году. По данным сервиса "Яндекс.Расписания" популярность авиатуризма снизилась на 8%, и это без учета того, что произошло перераспределение потоков с внешних на внутренние авиаперелеты. Насколько значимым было это перераспределение, показывают данные онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com. Если в 2014 году соотношение внешних и внутренних перелетов у клиентов сервиса было 70/30, то в этом году все практически наоборот. Заказы внутренних перелетов в "высокий сезон" летом 2015 года составили 73% всех продаж на сайте DaTravel.com, тогда как в 2014 году они составляли лишь 33%.
В целях экономии россияне начали покупать авиабилеты буквально в последний момент (чтобы использовать колебания курсов валют). За год в "Билетикс.ру" средняя глубина бронирования сократилась с 2,5 до 1,4 недель. Для сравнения, в 2013 году она составляла 4,5 недели.
На этом фоне наблюдается повышение среднего чека. В ноябре у Onlinetours он вырос с 70 тысяч рублей сразу до 100 тысяч рублей. Причина проста: на рынке практически не осталось предложений на пляжных отдых в низком ценовом сегменте, поясняет Константин Победкин.
"Средний чек в рублях конечно увеличился, но не так сильно, чтобы компенсировать падение рубля относительно доллара, – замечает сооснователь аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников. – Долларовые (или евровые) цены практически везде снизились, плюс на рынок влияет смещение спроса в сторону более дешевых предложений".
По оценкам Data Insight, средний чек в онлайн-трэвел вырос за год на 15% в рублях, что равнозначно снижению в долларах. В итоге рост рынка замедляется.
"В натуральном выражении рынок онлайн-трэвел вырастет в 2015 году примерно на 10% (может быть 15%) – то есть, в рублях рост составит 25-30%, примерно до 550 миллиардов рублей", – предполагает Борис Овчинников.
Эти цифры могут удивить: откуда берется рост в онлайн-трэвел, если в целом в туриндустрии стрелка барометра приближается к отметке "мертвый штиль"?
Всё сами-сами
Большинство россиян, которым стал недоступен пакетный отдых в привычных Турции и Египте, либо переориентировались на внутренний туризм, либо начали самостоятельно планировать свой отдых, либо и то и другое одновременно.
Интернет стал важным каналом выбора билетов и отелей. Как и в случае с физическими товарами, в онлайне расчитывают найти что-то подешевле. В итоге выгрывают сервисы самостоятельного планирования путешествий и те онлайн-агентства, которые дают возможность "конструировать" отдых, отдельно выбирая рейс, отель и т.д.
В "Яндексе" отмечают рост числа трэвел-запросов со словом "купить". С конца лета 2015 года динамика противоположна динамике тех же месяцев в 2014 году.
Интерес к самостоятельным путешествиям растет в первую очередь в регионах. По данным TNS Web Index, уже в мае-июле этого года у сайтов для самостоятельного планирования путешествий заметно увеличился охват аудитории из нестоличных городов. За два месяца такие сайты посетило уже 23% взрослых россиян в возрасте от 12 до 64 лет, живущих в небольших населенных пунктах (до 100 тысяч населения).
По статистике TNS Web Index, самыми активными посетителями подобных сервисов были жители Южного (+48% аудитории), Уральского (+18%) и Приволжского федеральных округов.
Внутренний туризм
Потребители, которым отдых за границей стал не по карману, переориентируются на Россию. Увеличение спроса на внутренний туризм отмечают все, но здесь есть ряд нюансов. Во-первых, рост внутреннего туризма сдерживает недостаточно развитая туристическая инфраструктура в нашей стране. Во вторых, средний чек по внутренним авиабилетам и турпродуктам гораздо ниже. И в третьих, во внутреннем туризме пока все еще ярко выражена сезонность. Для того, чтобы "растянуть" туристический сезон на весь год, опять же, нужна инфраструктура, в том числе для зимнего отдыха, которой в стране нет.
У Onlinetours, доля туров по России летом 2015 года составила 10-15% от всего объема продаж (в 2014 году она дала не более 3%). "Однако с завершением летнего сезона спрос на Россию сильно упал", – рассказывает Константин Победкин.
Перелеты по России этим летом заметно подешевели, отмечают в DaTravel.com. Средний чек по внутренним авиабилетам у этого онлайн-сервиса снизился по сравнению с летом 2014 сразу на 35% (с 11 600 рублей, до 7 600 рублей). Причина – ввод авиакомпаниями специальных социальных тарифов по некоторым внутренним маршрутам, а также низкие тарифы лоукостера "Победа" в регионах.
Зимой картина выровнялась. Средняя стоимость проданного авиабилета зимой 2015 года по внутренним направлениям увеличилась на 21%, по зарубежным – на 48% (в сравнении с зимой 2014).
У ОТА "Билетикс.ру" доля продаж билетов на внутренние рейсы в этом году была практически такой же, как и у DaTravel. Она составила рекордные 71%, превысив показатель прошлого года на 9 п.п. Средний чек по внутренним рейсам вырос за год на 3% – до 12 262 рублей (для авиабилетов в обе стороны). Впрочем, по международным рейсам он поднялся на 6,7%, до 19 292 рублей, рассказал гендиректор агентства Александр Сизинцев.
Чем заменить Турцию с Египтом?
Актуальные туристические направления – Россия, страны СНГ и… Израиль. Самыми популярными городами для отдыха в 2015 году, по данным "Билетикс.ру", стали Симферополь (5,5% от всех продаж), Сочи (3,5%) и Тель-Авив (2%). Также в топ попали Кишинев, Минеральные воды, Краснодар, а на новогодние праздники больше всего авиабилетов продано в Сочи и Минводы.
В DaTravel самыми популярными назвали Симферополь, Санкт-Петербург и Краснодар. В сервисе отмечают, что за этот год значительно увеличилось количество поездок в страны СНГ: Грузия, Армения, Азербайджан, Узбекистан и другие. Одним из самых популярных зарубежных городов у клиентов DaTravel.com стал Тбилиси.
По оценке вице-президента Ассоциации туроператоров России и гендиректора компании "VIP-Service" Дмитрия Горина, "освободившиеся" туристы в следующем году переориентируются на Краснодарский край, около полутора миллионов россиян предпочтут Крым, 2-3 миллиона продолжат искать новые направления для отдыха в других странах.
Горин уверен, что внутренний туризм продолжит рост и составит 20% от всего оборота отрасли в следующем году. Объем выездного туризма, про прогнозам эксперта, сократится еще на треть.
"Стоит понимать, что выросший поток внутреннего туризма не "перекрыл" потерь от сокращения внешнего, – уточняет директор "Связной Трэвел" Алексей Дорош. – Например, Росавиация говорит от росте внутренних потоков всего на 15,5% при падении внешних на 14%. Также нужно понимать, что средняя стоимость зарубежной поездки всегда была значительно выше поездки по стране – естественно, это сказалось на обороте и доходах игроков рынка".
Как жить дальше?
По данным Горина, за последний год количество офлайновых туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, уменьшилось с 2050 до 650, то есть на 69%. Кто-то прикрывает это направление, кто-то закрывает весь бизнес. В онлайне дела обстоят лучше, и потому доля ОТА на рынке пока растет. По разным оценкам, она составляет уже около 30%.
Онлайн-трэвел агентства, по мнению Сизинцева, имеют преимущество перед офлайном, поскольку их бизнес-процессы более гибкие, легче перестраиваются "на ходу". Сейчас ОТА заняты поиском и интеграцией новых продуктов, за которые путешественник будет готов заплатить. Как пример таких продуктов глава "Билетикс.ру" называет динамическое пакетирование, дополнительные онлайн-трэвел услуги (аренда автомобиля, бронирование экскурсий ит.д.).
В кризис компании стараются не раскидываться маркетинговыми бюджетами, а концетрировать усилия на тех каналах продаж, где "живут" наиболее лояльные клиенты. "Например, повторные покупки в мобильном приложении "Связной.Трэвел" совершают 50% клиентов. Соответственно, этот канал станет приоритетным для развития в будущем году", – объясняет Алексей Дорош. "Билетикс.ру" тоже активно развивает m-commerce, предлагая мобильным покупателям расширенный функционал и специальные акции, недоступные пользователям с десктопа. Доля продаж с мобильных устройств у компании пока менее значительна – 14,3%. Но в агентстве уверены, что это только начало.
2016 год: "ужас-ужас" или "жить можно"?
Все эксперты отрасли в будущее смотрят с осторожностью, а кое-кто и с откровенной опаской. Онлайн-трэвел ждут неприятные перемены прямо с 1 января. С начала 2016 года "Аэрофлот", S7 и "Уральские Авиалинии" решили отменить агентские комиссии. "Это повлияет на заработок игроков рынка и приведет к тому, что обороты от продаж авиабилетов останутся либо на уровне 2015 года, либо даже сократятся. В подобных условиях из года в год показывать рост 30% и более будет уже практически невозможно", – утверждает Дорош.
"На следующий год очень сложно давать прогнозы, как никогда раньше, – признаются в Ozon.travel.
В "Связном" полагают, что в 2016 году еще больше россиян решат отпуск провести дома. "Если в 2015 году многие совершали поездки "по инерции", не желая отказываться от привычного образа жизни, в 2016 году это будет сложнее, так как доходы продолжают падать, у рубля шансов на укрепление не предвидится. А закрытие самых доступных курортов сделало зарубежный морской отдых практически недосягаемым для жителей множества городов, прежде всего небольших", – объясняет Дорош.
В Onlinetours, наоборот, надеются на рост рынка за счет внутреннего туризма и реализации отложенного спроса. "Наша аудитория не может в течение длительного периода лишать себя пляжного отдыха", – уверен Победкин. – Многие отказались от отдыха на новогодние праздники. Это означает, что они еще больше захотят поехать на пляж летом 2016 года. И у них будет большой выбор, несмотря на закрытие Турции: Кипр, Греция, Италия, Абхазия, Крым, Сочи и другие российские пляжные курорты".
В DaTravel считают, что спрос на поездки по России в будущем году вырастет на 20-25%, но перенаправить весь турпоток на внутренние направления все-таки не удастся. "Инфраструктура российской туротрасли до сих пор малообустроена и не может составить конкуренцию популярным зарубежным курортам. В 2016 году российские курорты смогут лишь частично заменить отдых за рубежом", – отмечают в компании.
Если 2014 год туристическая отрасль заканчивала крайне зависимой от экономической ситуации, то сейчас она крайне зависима непосредственно от внешней политики. И у большинства игроков нет уверенности, что эта ситуация в 2016 году изменится.
В США или Китае уже закрылись все интернет-магазины среднего класса ?
В Китае - таки-да. Площадки алибабы сожрали всю мелочевку. Но там поисковик отделен от торговых площадок, их не индексирует и в выдачу товары не выдает. Свернуть