"Отдыхаем дома"?
Путешественники все чаще бронируют билеты и отели онлайн, отказываясь при этом от покупки готовых туров. Внешний туризм постепенно замещается внутренним, но сколько это продлится, непонятно.
В преддверие высокого туристического сезона мы опросили экспертов, чтобы понять, чего ждать сегменту онлайн-трэвел от 2015 года.
Семейный отдых
Специалисты онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com составили портрет россиянина, планирующего свой отдых при помощи интернет-сервисов. Как правило, это делают семейные пары со средним уровнем дохода, молодые специалисты, путешествия для которых являются частью жизненного уклада, а также состоятельные люди, любящие необычный отдых и индивидуальный подход.
32% путешествуют вдвоем с супругом (партнером), 31% – едут на отдых всей семьей, вместе с детьми. 19% отправляются в отпуск с друзьями, 10% с коллегами по бизнесу, 10% туристов путешествуют в одиночку.
Самостоятельность путешественников не мешает им покупать организованные экскурсии – это самый популярный вариант развлечений. Второе место занимает шоппинг, на третьем – рестораны и бары. Самостоятельные туристы неленивы, и лежание на пляже для них только на четвертом месте по популярности. Развлечение и дополнительные активности – благодатный рынок для туристических компаний.
Отдых россиян обычно краткосрочен и бюджетен. Средняя продолжительность самостоятельно спланированных поездок – 2-3 дня. Средний чек составил 19 500 рублей, а средняя глубина бронирования поездок онлайн – 25 дней.
Статистика поисковых запросов
На конференции WTM Vision 2015 приводились следующие данные о динамике поисковых запросов.
Как видно из графика, новогодний всплеск в конце декабря – начале января 2015 года перешел в провал в середине месяца, после чего наметился небольшой подъем. Это нормальная картина для туристической отрасли. Но по сравнению с тем же периодом 2014 года количество поисковых запросов по слову "туры" ниже примерно в полтора раза.
Число запросов по визам и пакетным туром резко упало, а по сайтам самих отелей и авиабилетам – выросло. Это еще раз подтверждает два основных тренда этого года – переход от внешнего туризма к внутреннему и от покупки готовых туров – к самостоятельному "конструированию" своих поездок.
Топы online-travel – о трендах на этот год
Мы попросили прокомментировать основные тенденции в отрасли генерального директора Biletix Александра Сизинцева, коммерческого директора TEZ TOUR Александра Буртина и директора по маркетингу OneTwoTrip Арена Джанумова.
Повышение доверия к онлайн-трэвел
С ростом проникновения Интернета, банковских карт и доверия к покупкам онлайн растет и количество людей, которые начинают бронировать поездки самостоятельно, в онлайне.
Biletix.ru, Александр Сизинцев: По нашим оценкам, после лета 2014 года прирост объема онлайн-трэвел в России составил около 15-20% за счет оттока клиентов из туроперейтинга. До этого периода онлайн-трэвел обгонял турпакетный сегмент почти в 3 раза – 33% против 12% соответственно, хотя на долю ОТА приходилось не более 15-17% от общего объема туристического рынка. Банкротства туроператоров стимулировали переход, именно за счет него онлайн-трэвел даже в период острой фазы кризиса практически не просел на фоне 20-40% проседания в турпакетном сегменте.
TEZ TOUR, Александр Буртин: Любое повышение – это повышение доверия. Чем выше степень доверия, тем лучше для бизнеса. Но стоит отметить – это очень быстро меняющийся параметр.
OneTwoTrip, Арен Джанумов: Повышение доверия к онлайн-туризму неизбежно при проникновении e-commerce в рунет в целом. Этот тренд мы наблюдали 5 лет назад, наблюдаем сейчас и будем наблюдать еще достаточно долго.
Бронирование путешествий через мобильные устройства
Почти 15% владельцев смартфонов уже используют их для поиска туристических услуг, и в будущем это число будет расти. На рынке уже существует множество мобильных приложений для бронирования авиабилетов и гостиниц.
Biletix.ru, Александр Сизинцев: Biletix интегрировал приложение в середине прошлого года, при этом мы были первыми, кто начал предлагать через смартфоны авиабилеты как на регулярные, так и чартерные рейсы. Мы также фиксируем постоянный рост поиска авиабилетов с мобильных устройств на уровне около 5-7% в квартал. Думаю, это тенденция характерна для всех сегментов электронной коммерции.
TEZ TOUR, Александр Буртин: Все переходят на использование мобильных гаджетов. Скорее всего, это будет развиваться благодаря развитию мобильных предложений. Такие предложения сейчас очень востребованы.
OneTwoTrip, Арен Джанумов: Этому тренду уже несколько лет. Мы бы отметили тренд в доступности все новых и новых сервисов через мобильные устройства: авиа, ж/д, отели, аренда авто. То есть на сегодняшний день мы наблюдаем возможность самостоятельного полноценного планирования путешествия через один только смартфон.
Бронирование путешествий в последний момент
С упрощением визового режима (увеличением срока шенгенских виз), а также переориентацией спроса на внутренние направления многие туристы стали бронировать свои поездки буквально за несколько дней и на более короткие сроки. Увеличивается и доля бронирований, сделанных за несколько часов до размещения в отеле, хотя динамика роста lastminute бронирований пока еще незначительная по сравнению с Европой.
Biletix.ru, Александр Сизинцев: Действительно, средняя "глубина бронирования", по данным Biletix, сократилась с 4,5 до 1,2 недель. В качестве ключевой причины мы видим стремление путешественников сэкономить на стоимости авиабилетов в условиях сильного колебания валют. Особенно на фоне укрепления рубля, продолжающегося в последние месяцы, туристы покупают авиабилеты в последний момент, даже невзирая на акции раннего бронирования со стороны авиакомпаний.
TEZ TOUR, Александр Буртин: Сейчас сходит на нет бронирование в последний момент.
OneTwoTrip, Арен Джанумов: Скачка покупок в последний момент мы не наблюдаем. Бронирование путешествий в последний момент по нашим данным было популярно всегда: в этом и есть основное преимущество онлайн-бронирования — возможность буквально за несколько часов подобрать подходящее предложение, не отходя от ноутбука или же смартфона.
Интерес к отзывам и местным событиям
Путешественников все больше интересуют советы, отзывы, интересные места и события. Это касается как экскурсий, так и просто советов, подсказок, где поесть, куда сходить, что посмотреть. Пытаясь окунуться в быт другой страны и города, люди пытаются избегать общих "туристических" мест.
Biletix.ru, Александр Сизинцев: Данный пункт не очень релевантен к покупке авиабилетов. Оставим без комментариев.
TEZ TOUR, Александр Буртин: Каждый к этому относится по-своему. Скорее интересуются отзывами соотечественников. Это более близко к нам.
OneTwoTrip, Арен Джанумов: Мы наблюдаем тенденцию всплеска покупок по определенным направлениям при наличии спортивных или культурных мероприятий, например, Гран-При Формулы 1 в Сочи, Универсиада в Казани и т.д.
Предложения от туристических онлайн-агентств становятся персонализированными
Пользователи устают от сравнения тысяч предложений и хотят выбирать из минимального числа специально подобранных для них вариантов в соответствии с их привычками и пожеланиями. Например, если турист 10 из 10 раз бронировал только 5* отели, то, скорее всего, ему не будут интересны в топе выдачи хостелы и гостиницы 3*. Или, если путешественник летит с двумя маленькими детьми в Париж, то 20-ти минутная пересадка в Мюнхене вряд ли то, что ему нужно. Онлайн-сервисы путешествий все больше учитывают предпочтения каждого клиента, его социально-демографичекий статус и стараются предлагать варианты перелетов и отелей, исходя из данных о последних запросах клиента на сайте сервиса.
Biletix.ru, Александр Сизинцев: Персонализация – однин из факторов конкурентоспособности компании в сфере электронной коммерции в целом и онлайн-трэвел в частности. Мы мониторим и стараемся интегрировать технологии персонализации на всех этапах работы с клиентом: от выбора направления до пост-продаж.
TEZ TOUR, Александр Буртин: Персонализация становится все более популярна, сейчас отслеживается много факторов поведения клиентов в сети.
OneTwoTrip, Арен Джанумов: Онлайн-агентства путешествий предоставляют все больше информации пользователю. Они показывают дополнительные услуги, доступные в отелях, разрабатывают "умные" системы рейтингования. Все это позволяет помочь пользователю принять обдуманное решение.
Переориентация на внутренний туризм
Главная тенденция онлайн-туризма в 2015 году – смещение спроса в пользу внутренних направлений. Направления-лидеры все те же. Чаще всего ездят отдыхать в Санкт-Петербург, за ним – Симферополь, Сочи, Краснодар.
Biletix.ru, Александр Сизинцев: Думаю, рост внутреннего туризма может стать благодатной почвой для многих предпринимателей как в онлайн, так и офлайн среде. Но мы не знаем, насколько продолжительной будет эта тенденция. Уже на этапе бизнес-плана я бы делал акцент на стратегии удержания клиентов даже в условиях равной конкуренции с международными направлениями.
TEZ TOUR, Александр Буртин: Это кризисные меры, связанные с курсом рубля. Пока курс "слабый" все предпочитают поездки по Россию. Все зависит в дальнейшего развития туристического сервиса в России.
OneTwoTrip, Арен Джанумов: За последние 12 месяцев мы наблюдали достаточно активное колебание по доле внутреннего и внешнего туризма: если весной 2014 года количество международных перелетов превышало внутренние почти в 2 раза, то к январю 2015 ситуация изменилась в противоположную сторону — доля международный направлений достигла своего дна. На настоящий момент мы видим корректировку в сторону равной доли международных и внутренних перелетов в общем объеме продаж.
Тем более что имеется информация о том, что в правительстве прогнозируется рост курса доллара до 100 рублей и падение цены на нефть до 35 долларов за баррель в 2015 году.
Надо признать, что не такие уж дураки работают у нас в правительстве. Я например, не поверил, что такие цифры возможны. Свернуть