Крым - перспектива или тупик для российской e-commerce?
Компания "Связной" заявила о возможных перспективах развития своей сети в Крыму, сообщает ComNews.
Но в беседе с Oborot.ru менеджер по коммуникациям группы "Связной" Сергей Тихонов опроверг это заявление. "У ритейлера нет планов на выход в Крымский федеральный округ в ближайшей перспективе. Компания не предпринимает каких-либо конкретных шагов для открытия магазинов или интернет-магазинов в Крымском федеральном округе. Таким образом, ожидать скорого появления в Крыму точек продаж или интернет-магазина "Связного" преждевременно. Ближайшими к региону магазинами компании по-прежнему остаются точки продаж в Краснодарском крае — городах Темрюк и Крымск", – сказал он.
Эксперты называют сразу несколько причин, по котрым развитие электронной коммерции в регионе представляет проблему.
У этого рынка большой потенциал, но важно принимать во внимание тот факт, что в регионе присутствует масса "серых" игроков, считают они. А это негативно сказывается на конкурентной ситуации. Впрочем, когда из-за санкций США заокеанские игроки мирового масштаба покинули полуостров, конкуренции стало меньше.
Аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин считает важным фактором то, что из-за санкций в Крыму недоступны многие популярные платежные системы. По его мнению, в регионе очень низкая покупательная способность населения. Отдельно эксперт подчеркнул слабое проникновение мобильной связи (а значит, и мобильного интернета) на полуострове – оно в полтора раза ниже чем в среднем по России.
По данным Нигматуллина, объем рынка интернет-торговли в Крыму в 2014 году составил около 1 млрд руб. "Этот рынок в пять-шесть раз менее развит по сравнению со среднероссийскими показателями", – отметил эксперт. Предполагать, как будет развиваться онлайн-торговля в Крыму, аналитик не берется, указывая, что перечисленные негативные факторы могут сильно ограничивать активность игроков рынка. ″С другой стороны, регион остается привлекательным благодаря значительным перспективам роста спроса у населения по мере интеграции полуострова в экономику России и низкому уровню конкуренции из-за ухода из Крыма международных компаний", – добавил он.
Главной проблемой интернет-торговли в Крыму эксперты называют логистику. В отсутствие связи портов с железной дорогой, проходящей по территориии Украины, грузооборот резко снизился. Основным сообщением с полоустровом стала паромная переправа через Керченский пролив, которая попросту не справляется с нагрузкой. Транспортную недоступность региона отметил и представитель компании "Фридом Финанс" Георгий Ващенко: "Доставка из Москвы в Крым вдвое дороже, чем в Сочи при сопоставимых расстояниях. Поэтому говорить о том, что российские магазины получат сильное конкурентное преимущество перед иностранными, пока не приходится".
У ″Связного″ нет офлайновых магазинов или интернет-центров на полуострове. Ближайшие торговые точки компании находятся в городах Темрюк и Крымск. "Интернет-магазин Svyaznoy.ru не осуществляет доставку на территорию полуострова. Кроме того, у нас нет корпоративных клиентов, которые базировались бы на территории Крымского федерального округа", – признался Тихонов.
Из других сетей федерального масштаба сейчас доставку в Крым осуществляет только интернет-магазин Ozon.ru. "Мы работаем через нашего партнера, компанию, которая доставляет наши заказы до нескольких пунктов выдачи", – объяснила руководитель PR-направления интернет-магазина Ozon Мария Назамутдинова. Тем не менее, она признала, что продажи в регионе низкие.
Гендиректор компании Дмитрий Алексеев заявил на своей официальной странице в социальной сети, что DNS, в случае необходимости, будет поставлять гаджеты и устройства вышеупомянутых брендов хоть "на специально обученных дельфинах". Сеть DNS показательно игнорирует санкции США и ЕС в отношении Крыма.
В "Евросети" заявляют, что пока не собрали достаточно данных для открытия торговой точки, в "М.Видео" констатируют отсутствие магазинов сети в регионе без объяснения причин, а в "Юлмарте" пока строят планы по расширению своего представительства в центральной России. Пресс-службы онлайн-магазинов Wikimart и "Киберри" вопрос проигнорировали, представитель АКИТ ничего не смог сообщить, сославшись на отсутствие данных по теме.