Украинская e-commerce все мобильнее
Крупнейшая в Украине онлайн-доска бесплатных объявлений OLX.ua (ex-Slando) подвела итоги своих продаж в прошлом году и назвала основные тренды украинской электронной коммерции. Главные из них: быстрый рост вторичного рынка и увеличение доли мобильного трафика.
Главным трендом 2014 года в украинской электронной коммерции стал рост вторичного рынка. Украинцы все чаще покупают более дешевые товары – бывшие в употреблении. В том числе и с помощью площадок бесплатных онлайн-объявлений. По сравнению с 2013 годом количество сделок на OLX.ua увеличилось на 62% (под сделкой подразумевается закрытие объявления на доске его создателем, если товар/услуга проданы, либо предложение больше не является актуальным).
«За 2014 год количество наших пользователей выросло почти на 20%», – сообщила маркетинг-директор OLX Екатерина Замуренко. По ее словам, в 2015 году площадка ожидает дальнейшего роста числа пользователей и сделок.
Как сообщает ain.ua, самый популярных раздел OLX.ua – "Недвижимость". На этом разделе размещались 26,5% всех закрытых сделок. Самая востребованная услуга – долгосрочная аренда квартир.
Второй по популярности раздел – "Электроника" – 18,7% (в основном продажи приходятся на мобильные телефоны). Третье место – у "Мода и стиль", 14,9%.
Далее следуют "Детский мир" – 12,1% и "Транспорт" – 7,7%. Остальные категории существенно отстают по закрытым сделкам. Стоит отметить еще один тренд раздел "Детский мир" стал самым быстрорастущим по итогам 2014 г. Количество сделок в нем по сравнению с 2013 г. увеличилось более чем в 2 раза. Чаще всего пользователи покупали коляски, детскую одежду и обувь. Рост на 300% показал подраздел "Товары для школьников". В категории "Транспорт" покупают и продают не автомобили, а запчасти к ним.
В абсолютных цифрах в категории "Жилая недвижимость" было закрыто 1,355 млн сделок за год. В основном это аренды квартир. В товарной категории "Мобильные телефоны" –совершено 798 тысяч сделок. На третьем месте среди товарных категорий – "Домашние животные" – здесь закрыто 418 тыс сделок. В этой категории речь идет не столько о покупке кошек, собак и хомяков, сколько товаров для них. Вот как выглядит топ-7 товарных категорий по итогам прошлого года:
Более трети всех покупок на OLX.ua совершено жителями Киевской области – 34,3%, далее следуют Днепропетровская -10%, Харьковская и Одесская – по 7%, Донецкая – 6,1%, Запорожская – 4,5%. Также в Топ-10 входят Львовская область и Крым с одинаковым показателем – 3,6%. Остальная часть страны существенно отстает.
Лидерство столичного и восточных регионов, в том числе Донецкой области, на части которой идут боевые действия, объяснить довольно просто. Основная часть населения страны проживает именно в Киеве и на востоке. Только в Донецкой области жителей больше, чем в 5 областях Западной Украины, вместе взятых. Хуже всего с е-сommerce в Закарпатской и Черновицкой областях – 0,9%, в них закрыто лишь 0,9% сделок на OLX.ua. Обе области – горные, с небольшим количеством населения.
В то же время, если рассматривать ситуацию в динамике по сравнению с 2013 годом, самый стремительный рост продаж и покупок продемонстрировали именно жители западной части страны. Здесь количество закрытых сделок увеличилось более чем в 2 раза.
Среди других трендов украинской электронной коммерции на 2015 год эксперты прогнозируют: рост числа "мобильных" сайтов, добавление средств мобильных платежей, активное развитие мультиканального маркетинга, рост маркетплейсов, популяризацию текстовой рекламы (статьи, посты в блогах), упрощение интерфейсов в интернет-магазинов, растущую популярность видеообзоров товаров.
В 2013 году объем рынка e-commerce Украины составил около $2 млрд, при этом сегмент вырос на 25% по сравнению с 2012 годом. Доля онлайн-торговли в общем пироге составила около 2% в 2013 году. Такую динамику рынок показал при уровне проникновения интернета на 55% в Украине (данные Gemius на июнь 2014 года).
Первое полугодие 2014 г. было очень тяжелым для украинской е-сommerce. У многих украинских интернет-магазинов сократился не только средний чек, но и обороты. Торговый сервис prom.ua создал интерактивную карту продаж своих партнерских магазинов, основываясь на статистике второго квартала 2014 года.
Недавнее исследование компании TNS Infratest, проведенное по заказу Google, свидетельствует, что в целом Украина не уступает странам Европы по основным параметрам использования Интернета, заметен растущий потенциал Сети для совершения покупок. Пока что украинцы чаще всего ищут в онлайне информацию о товаре, но покупают в обычных магазинах.
С 15 сентября 2014 г. украинская компания Slando работает под названием OLX.ua. Крупнейшая в стране доска бесплатных объявлений стала частью международной сети. В 2013 году Slando объединился с другим родственным украинским сервисом Emarket.ua, что и сделало его лидером. OLX (о-эл-икс, англ. online exchange) – бренд международной сети досок онлайн-объявлений, созданный интернет-предпринимателями Фабрисом Гринда и Алеком Оксенфордом. Сейчас компания принадлежит международной медиа- и диджитал-группе Naspers.