Украинский е-сommerce переживает нелегкие времена
Украинская ассоциация директ-маркетинга (УАДМ), Ukraine Digital News (UADN) вместе с венчурным фондом АVentures Capital представили комплексное исследование рынка электронной коммерции Украины по итогам 2013 года. Об этом говорится в пресс-релизе компании. Также в нем проанализирована ситуация в первом полугодии 2014 г. и сделаны прогнозы на 2015 г. Анализ и оценка сегментов рынка были проведены на основе экспертных интервью с представителями более 50 компаний отрасли.
Авторы исследования констатируют, что итоги января-июля 2014 г. на украинском рынке е-сommerce стали отражением политической, экономической и социальной ситуации в стране. Невзирая на постоянный рост интернет-пользователей и более глубокое проникновение Интернета, заинтересованность покупателей к бытовой технике и электронике (в прошлом году на нее пришлось 50% всех оnline-продаж в стране на сумму $1 млрд) снизилась. И если в гривне объем сегмента вырос на 30%, то в долларовом эквиваленте падение составило 20%. Все дело в том, что за год гривна обесценилась примерно в 2 раза – с 8 до 16 гривен за доллар.
Лишь в апреле этого года был зафиксирован скачок продаж техники в Интернете. Падение местной валюты спровоцировало украинцев вкладывать деньги в материальные ценности. После этого на рынке воцарилась тишина. А уже к середине 2014 г. кризис стал ощутимым не только в сегменте техники.
По данным исследования, в это время снизилась посещаемость интернет-магазинов одежды и обуви. Причины все те же – нестабильная экономическая ситуация в стране и валютные колебания. Потребители стали экономить и покупать только вещи первой необходимости. В первом полугодии 2014 г. прирост fashion-сегмента в online составил лишь 7% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.
Директор интернет-магазина Repka.ua Дмитрий Латанский заявил, что первое полугодие 2014 г. – это были самые тяжелые полгода работы для его ИМ. «Практически все плохое, что могло случиться, случилось за короткий промежуток времени: значительное снижение продаж в трех регионах (Крым, Донецк, Луганск), резкое изменение курса, пропорциональное повышение цен на импортные товары, снижение покупательской способности», – сокрушается он.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что в январе-июле значительно вырос интерес потребителей к товарам, размещенным в объявлениях торговых площадок, где часто предлагаются бывшие в пользовании вещи по доступным ценам.
Аналитики Prom.ua отмечают, что украинцы при покупке товаров в Сети стали отдавать предпочтение отечественным производителям. За первое полугодие 2014 г. количество зарегистрированных покупателей Prom.ua выросло в 1,5 раза, а online-заказов было сделано в 3 раза больше, чем за тот же период 2013 г.
В этом году из-за ситуации на востоке страны стабильный рост показывают товары, которые относятся к категории «безопасность и защита» (средства индивидуальной защиты, системы охраны и оповещения и т.д.). Кроме оружия и обмундирования, украинцы повысили интерес и к системам отопления, которые работают не на газе.
Директор Hotline.ua (интернет-сервис, помогающий покупателю найти, сравнить и определиться с выбором товара, магазина и сделать покупку) Сергей Арабаджи отметил, что все же итоги полугодия оказались лучше, чем прогнозировали в компании. Главный позитив – увеличение количества пользователей на 18%. В то же время доходы снизились.
Директор популярного ресурса объявлений Slando Сергей Гапоченко сообщил, что основным драйвером роста сервиса стал С2С сегмент. В июне 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. количество объявлений выросло на 60%. Гапоченко отметил, что кризис в стране повлиял не на сам рост, а на темпы роста, в мирное время показатели могли быть и лучше. Увеличилось у сайта в течение года и количество мобильных пользователей.
Прогнозы развития рынка на 2015 г. более-менее оптимистичны. Авторы исследования считают, что украинцы все чаще будут совершать покупки с помощью мобильного телефона. Это приведет не только к появлению большего количества мобильных приложений, но и надежных мобильных платежей.
Новшества заметны уже в этом году. Например, в сегментах одежды и мебели уже начали реализовывать шоурумы. Большой популярностью пользуются интернет-магазины, предлагающие видео-обзоры товаров, что позволяет увидеть тот или иной прибор в действии.
Эксперты считают, что в Украине в 2015 г. вновь станет популярной текстовая реклама (статьи, посты в блогах). А логистика в электронной коммерции будет уделять все больше внимания скорости, надежности и возможности отслеживать отправления. С развитием этих функций продажи через Интернет также начнут расти.
"Сложившаяся ситуация в Украине несет дополнительные трудности всем участникам. Но украинским рынком электронной коммерции, приблизившимся к $2 млрд, пренебрегать не станут", – прогнозирует сооснователь и главный редактор East-West Digital News, Ukraine Digital News Адриан Хенни.
А управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев считает, что рынок электронной торговли в Украине остается привлекательным. "Есть инвесторы, которые считают, что нужно входить в отрасль, когда "на улице льется кровь". Ведь как только устаканится политическая и экономическая ситуация в стране, будет дальнейший взрывной рост отрасли. Лет так на десять", – заявил он. По его мнению, особую инвестиционную привлекательность имеют marketplace, В2В и В2С, и игроки, доминирующие в ключевых крупных вертикалях, как fashion и билеты.
По данным исследования, в 2013 г. объем рынка e-commerce Украины составил около $2 млрд, рост относительно 2012 г. (порядка $1,6 млрд.) составил примерно 25%. Объем рынка с учетом продаж по каталогам достигает $ 2,2 млрд. Доля online-торговли в общем объеме розничного ритейла в 2013 г. составила около 2%.
Следующими по значимости сегментами онлайн-продаж после техники и электроники по итогам прошлого года в Украине стали: билеты на транспорт, fashion (одежда и обувь), косметика и парфюмерия, товары для авто (продажа шин), товары для детей, книги, билеты (мероприятия). Наименее развитыми, но перспективными для развития сегментами продаж через Интернет по итогам 2013 года являются строительные материалы, еда, товары для дома (мебель), ювелирные украшения и спортивные товары.
По данным исследования Morgan Stanley Research и Fintimе, оборот рынка интернет-торговли в Украине в позапрошлом году составил $1,59 млрд. Интернет-магазинами в 2012 году пользовались примерно 2,1 млн украинцев, а среднегодовой "бюджет" одного пользователя на онлайн-покупки составлял $714. Компании прогнозировали, что в 2013 году рынок интернет-торговли в Украине должен был вырасти на 49% – до $2,37 млрд. На самом же деле, по оценке "Уапром", он составил $2 млрд.
В прошлом году Сысоев прогнозировал, что к 2020 г. украинский рынок электронной коммерции вырастет в 5 раз – до $10 млрд.
Социальные интернет-сервисы Pinterest и Polyvore расширили эту концепцию — здесь пользователи могут размещать изображения товаров, услуг или вещей, которые их интересуют. В результате получается некая сетка рекомендованных продуктов. Согласно статистике, при таком типе презентации продуктов количество покупок растет. По результатам исследования компании Gartner, 59% потребителей сделали покупки, увидев товар или услугу на доске рекомендаций Pinterest. На долю сервиса Polyvore приходится 20% всего онлайн мерчандайзинга в социальных сетях.
Эти данные привлекли внимание Staples — второго по величине онлайн ритейлера. Staples использовали Pinterest и Polyvore в рамках программы редизайна своих интернет-магазинов и физических торговых точек. Используя стратегии ассиметричного мерчандайзинга и опираясь на научно-исследовательские данные о психологии и поведении потребителей, компания Staples поставила задачу упростить выбор товаров на своих сайтах и в своих магазинах.
Арун Арора, главный вице-президент по электронной коммерции Staples, рассказал на собрании Национальной Федерации Ритейлеров (NRF) о том, как его компания использовала идею «курирования», чтобы помочь покупателям, перегруженным информацией, принимать решения о покупке быстрее и проще.
Для редизайна физических магазинов компания Staples пошла на сокращение огромного ассортимента товарных позиций. Это означало «выбор трех продуктов, которые наилучшим образом соответствуют потребностям потребителей по характеристикам и цене» — заявил Арун. Для тех покупателей, кто желает получить более широкий выбор, в магазинах Staples были установлены цифровые терминалы с доступом к огромному ассортименту товаров на сайте Staples.com.
Если говорить более конкретно, компания Staples применила стратегию ассиметричного мерчандайзинга, выкладывая вместе товары, которые не имеют очевидной связи. Аналогично тому, как рекламодатели используют изображения, чтобы рассказать историю, Staples группирует несвязанные товары, чтобы рассказать историю о том, как это сочетание товаров может удовлетворить потребности и цели покупателей. Например, компания Staples представила модели рабочей столовой и конферец-зала, поместив товары в контекст, что может стимулировать офисных менеджеров делать дополнительные, связанные покупки. Данная стратегия усовершенствовала традиционную выкладку рядами более простыми и привлекательными способами.
Начиная с октября 2013 года, когда заработал новый сайт, рост конверсий составил 100%. Площадь торговых залов сократилась с 2600 кв. метров до 1100 кв. метров при сохранении ассортимента. Использование ассиметричного подхода позволило Staples увеличить выручку и упростить свои интернет-магазины и физические торговые точки за счет сокращения количества товарных позиций.
Материал переведен и подготовлен на базе www.merchandisingmatters.com Свернуть