Безнал, нельзя помиловать?
Интернет-магазинам могут запретить принимать оплату наличными при курьерской доставке. Такая норма оговаривается в документе под названием "Национальная платежная инициатива", который осенью будет направлен в Центробанк, передают "Известия". Документ разработан Ассоциацией "Национальный платежный совет" совместно с Ассоциацией российских банков (АРБ).
В документе предлагается запретить курьерам ИМ принимать оплату наличными от клиентов. По мнению авторов законопроекта, это увеличит объем безналичных расчетов и приведет в банки новых клиентов, а также сократит "серый" рынок.
В Ассоциацию "Национальный платежный совет" (НПМ) входят платежные системы Visa, MasterСard, PayPal, "Золотая корона", United Card Service, Cyberplat, банки, компания МТС и другие компании.
Исполнительный директор НПС Мария Михайлова считает, что от повышения доли безналичных платежей выиграют не только участники рынка, но и государство и экономика в целом. С ней согласен председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. "В текущей экономической ситуации масштабный теневой рынок, связанный с продажей контрафактной продукции (в том числе нелегально импортируемой), существует в основном за счет микропредприятий с выручкой до 60 млн рублей (часто — фирм-однодневок), использующих наличную форму расчета", – заявил он. По мнению Емелина, такая мера позволит не только снизить количество продаж некачественного и контрафактного товара, но и увеличить прозрачность сегмента.
Авторы инициативы предполагают, что ИМ снабдят своих курьеров мобильными терминалами mPOS для приема платежей с пластиковых карт. Стоимость такого терминала по состоянию на вторую половину августа 2015 года составляет около 3000 рублей.
В 2012 году АКИТ уже предлагала обязать все ИМ принимать оплату банковскими картами. Но запрещать наличный расчет тогда никто не додумался. В том же году исследование НИУ ВШЭ выявило, что нежелание владельцев ИМ принимать оплату безналом далеко не всегда объясняется тем, что они работают "в черную". Причина банальна – дороговизна эквайринга.
Стоимость обслуживания безналичных платежей практически не изменилась за последние годы – она составляет до 4%, в зависимости от платежной системы и размера компании. Здесь есть некоторый элемент дискриминации: крупные ритейлеры могут выторговать себе более низкую ставку, а для небольшого ИМ средняя комиссия будет составлять 2-3%.
С этой точки зрения, сегодняшняя инициатива ущемляет интересы небольших ИМ. В относительном выигрыше окажутся крупные игроки, а наибольшую пользу получат эквайринговые компании. Кроме того, запрет на использование национальной российской валюты на территори России при расчетах с покупателями просто незаконен.
Об этом напомнил исполнительный директор АКИТ Артем Соколов, процитировав ФЗ: "Банкноты и монета Банка России обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей на всей территории Российской Федерации (ФЗ 86 О Центральном банке, Статья 30)".
Соколов отметил, что запретить принимать кэш нельзя. "Другое дело – предложить потребителю выбор: оплата наличными или безналичным расчетом, – сказал он – Сейчас становится всё больше желающих оплатить свои покупки картой, пластиковых карт в России уже выпущено в 1,5 раза больше, чем жителей в стране."
В то же время, исследования этого не подтверждают.По результатам опроса за октябрь-декабрь 2014 года, 66% заказов на внутрироссийском рынке ecommerce оплачивались наличными при получении. По данным холдинга "Ромир", интерес соотечественников к пластику падает. 18% россиян сейчас вообще не пользуются банковскими картами, а три года назад таких было всего 4%.
По мнению Соколова, безналичные платежи повышают прозрачность работы интернет-магазинов и дают возможность курьерам не беспокоиться за свою безопасность при получении больших сумм наличных за дорогие покупки.
Впрочем, стоит заметить, что поддержка со стороны АКИТ инициативы обязать все магазины принимать «пластик» вполне объяснима: в АКИТ входят крупные игроки рынка ecommerce, для которых, в отличие от их небольших по обороту конкурентов, не составит большого труда оснастить всех курьеров терминалами.
Как оценили инициативу участники рынка ecommerce
Роман Хвалюн, коммерческий директор Е96:
– Нужно дать возможность платить людям так, как им удобно. Для ecommerce это принципиальный момент, который влияет на конверсию продаж. Существующая версия инициативы пока очень односторонняя: финансисты лоббируют свои интересы, расширяя для себя рынок (сейчас принимать безналичные платежи – недешевое удовольствие для продавцов). При этом мы видим, что ежегодно доля карточных платежей через терминалы растет (перевалила за 20%). Медленно, но рост есть. Вполне вероятно, мы эволюционно сможем дойти за семь-восемь лет до тотальных расчетов картами, когда наличные станут анахронизмом. Этот процесс будут стимулировать новые технологии (ApplePay, бесконтактная оплата, умные часы с платежными возможностями).
Степан Чельцов, владелец магазина подарков и аксессуаров thepresents.ru ("Магазин интересных подарков":
– Сейчас, наоборот, заметна тенденция к отказу маленьких магазинов от терминалов, потому что даже 3% для многих – это комиссия, которая съедает всю их маржу. Комиссию платит продавец, но он может переложить ее на покупателя, "заложив" в цены на товар. Я первый этим воспользуюсь, если инициатива будет принята.
В итоге рост цен на 4-5% гарантирован уже в самом начале. А дальше возникнут еще сложности, которые также надо будет компенсировать.
Колотенко Андрей, зам. директора по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart:
– Прием безналичных платежей в сети Интернет, безусловно, нужно развивать, но не за счет ущемления прав покупателей – у них все-таки должен быть выбор в способе оплаты товара (банковской картой или наличными средствами). Кроме того, инициатива противоречит Гражданскому кодексу РФ, согласно которому платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
С использованием мобильных терминалов тоже не все так просто: согласно действующему законодательству при оплате картой продавец обязан покупателю выдать кассовый чек. Мобильный терминал соблюдение такого требования обеспечить не может, поэтому необходимо более дорогостоящее оборудование с функцией фискализации либо отдельный кассовый аппарат.
Евгений Данилик, руководитель направления B2C DPD в России:
– Не глядя на прямое нарушение прав потребителей, для рынка логистики было бы полезно иметь схему оплаты банковской картой. К примеру, В Беларуси ритейлер обязан предоставить покупателю выбор – оплатить наличными либо банковской картой.
Полина Винокурова, директор по маркетингу логистической компании "Молком":
– Сложно сказать, как быстро интернет-магазинам удастся полностью отказаться от наличных расчетов, обеспечить курьеров терминалами для оплаты пластиковыми картами и начать работать в соответствии с новыми требованиями.
Если закон все-таки примут, значительное число мелких онлайн-магазинов, скорее всего, будут вынуждены закрыться.
Многие ритейлеры, возможно, предпочтут ввести предоплату, чтобы избежать использования терминалов при курьерской доставке.Так, например, европейский интернет-рынок сегодня главным образом работает по предоплате. Предоплата, с другой стороны, может помочь сократить количество возвратов, от которых сейчас страдает российский интернет-рынок, так как покупатели начнут более взвешенно совершать покупки (срок возврата денег на карту может составлять до 30 дней).
Одновременно возрастет количество клиентов у логистических компаний, специализирующихся на обслуживании ecommerce, которые предоставляют комплексный сервис, в том числе возможность оплаты заказа банковской картой при доставке курьером.
Глава кластера "Электронная коммерция" Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов:
– Абсолютно логично, что инициатива о запрете приёма наличных денег исходит от "поставщиков" безналичных денег. Не менее логичной выглядела бы инициатива Монетного двора о запрете приёма безнала.
Я думаю, что для увеличения оборота безнала на самом деле надо сделать две вещи: снизить стоимость комиссии за интернет-эквайринг и радикально упростить для интернет-магазина получение нормального терминала с низкой комиссией. И тогда все интернет-ритейлеры сами очень быстро подключатся.