"Яндекс" покупает "Азбуку вкуса"?
"Яндекс" собирается купить "Азбуку вкуса". IT-гиганту это приобретение позволит интегрировать возможности ритейлера в "Яндекс.Лавку" и нарастить предложение в сегменте готовой еды. А также, за счет объединения с крупной сетью, снизить закупочные цены.
"Азбука вкуса" с недавнего времени в области экспресс-доставки сотрудничает только с сервисами "Яндекса". Кроме того, ритейлер является ключевым партнером "Лавки".
Розничная сеть "Азбуки", скорее всего продолжит развиваться самостоятельно. Участники рынка проводят аналогию с приобретением Amazon премиальной сети супермаркетов Whole Food, где сработала та же модель.
В обеих компаниях отказались комментировать возможную сделку.
Эксперты полагают, что сумма сделки может составить 20 млрд рублей. Расчет проводится с учетом EBITDA "Азбуки вкуса" за 2020 год (она составила 3,27 млрд рублей) и мультипликаторов для ритейлеров подобного класса.
"Яндекс" пытается определиться в своем месте на рынке: поиск и такси — успешные бизнесы, а все остальное носит характер экспериментов. В том числе и в торговле едой — а это отдельный сложный бизнес, в котором без знания категорий и закупки делать нечего. Поставив ногу в дверь с "Лавкой", теперь они решили поставить и плечо, купив нишевого премиального игрока в Москве и Московской области. Что-то это им даст: бизнес "Азбуки" понятный, нишевый и премиальный. Но это точно не масс-маркет и не большой бизнес", – полагает Алексей Кривошапко из Prosperity.
"Яндекс" готовит для "Лавки" масштабную программу экспансии. По словам руководителя бизнес-группы электронной торговли и логистических сервисов "Яндекса" Даниила Шулейко, сервис будет запускаться в крупнейших мегаполисах мира. На сегодняшний день "Лавка" уже работает в Израиле, Великобритании и Франции.
"Яндексу" эта сделка будет полезна, чтобы занять нишу в офлайне. Кроме того, оба бренда — и "Яндекс", и "Азбука" — безусловно, сильные. "Азбука" с уклоном в готовую еду своего производства поможет сервисам "Яндекса" достучаться до большего числа потребителей", — считает партнер инвестгруппы "Атон" Виктор Дима. Он также указывает на то, что вместе с ритейлером IT-гигант получит все его dark store и dark kitchen, тем самым расширив собственные возможности и увеличив оценку сервиса доставки.
У "Азбуки Вкуса" и "Яндекса" есть общие акционеры. В результате "развода" со Сбером, чтобы выкупить долю в "Яндекс.Маркете", IT-компания продала часть акций на сумму $600 млн: "ВТБ Капиталу", Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG его партнеров по Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова. 41,1% "Азбуки Вкуса" принадлежит структурам Millhouse и Invest AG Александра Абрамова.