Строители-мигранты бегут в курьеры? Кто-то в это верит?
Рабочие, которых специально завозят в Россию работодатели строительной отрасли, массово переходят в курьеры. Об этом заявил в интервью телеканалу РБК президент ГК "Интеко" Александр Николаев. По его словам, руководители строительных организаций вкладывают большие средства, чтобы привезти людей, оплатить патенты и страховки. А те уходят в сферу доставки и другие отрасли.
По мнению Николаева, такое бегство стало колоссальной проблемой для строительного бизнеса. Якобы зарплата курьеров выше или сопоставима с зарплатами строителей, но работать в доставке проще, потому что не надо тяжело трудиться на стройплощадках по 12 часов. Поскольку Александр Николаев входит в общественный совет при Минстрое, он поднял этот вопрос на высшем уровне в Правительстве – и тот сейчас обсуждается как в профильном министерстве, так и с МВД и другими ведомствами.
До пандемии один рабочий в среднем обходился компании в 50–60 тыс. руб. в месяц, сейчас же затраты застройщиков выросли до 100–110 тыс. руб. в среднем по Москве. Такие цифры привел президент ГК "Интеко". Затраты выросли как за счет роста заработной платы, так и из-за расходов на ввоз строителей в страну: билеты, размещение, обеспечение едой, страхование, оплату патента.
Недостаток рабочей силы на стройках, по сведениям Александра Николаева, исчисляется в сотнях тысяч человек.
Со словами гендиректора "Интеко" согласны далеко не все
По данным hh.ru, средняя зарплата специалиста в области строительных и отделочных работ в 2020 году в Москве составила 64,4 тыс. руб. В регионах средний уровень зарплат составил 58,9 тыс. руб. Зарплатные предложения курьеров с апреля 2019 года до конца 2020 года колебались около 45 тысяч руб.
Впрочем, есть и другие данные по заработкам. По словам директора департамента девелопмента ГК "А101" Павла Туркова, заработки на стройке могут достигать 90 тыс. руб. в месяц. А по сведениям SuberJob, курьеры в Москве могут зарабатывать до 80 тыс. руб., а с личным автомобилем — до 100 тыс. руб.
Рабочие строительных специальностей могут перейти на другой объект, к другому подрядчику, но сферу деятельности обычно не меняют, утверждает директор по строительству ГК "Гранель" Андрей Зимонов.
Больше всего с тезисом о переходе строителей в курьеры оказались не согласны сами курьеры. В их Telegram-чатах и группах в соцсетях по поводу такой постановки вопроса прошла волна возмущения и издевок.
И в первую очередь из-за завышенных данных о доходе работников службы доставки. По мнению самих тружеников доставки, реальный доход курьера существенно ниже того, что может заработать строитель, даже довольно низкой квалификации.
Что касается загрузки – то и здесь курьером быть не так просто, отмечают сотрудники профсоюза курьеров. Те, для кого доставка заказов – основной заработок, вынуждены работать по 12 часов в сутки, только чтобы обеспечить себе прожиточный минимум. Особенно это касается приезжих, вынужденных снимать жилплощадь.
Вероятнее всего, суть происходящего в том, что строители берут в руки курьерские сумки тогда, когда на основном месте работы – простой. Еще один повод переквалифицироваться в курьеры – невыплата заработной платы. Именно поэтому, предполагают в профсоюзе курьеров, строительные боссы и озаботились проблемой перехода в службы доставки – потому что в случае недовольства условиями работы, мигрантам есть куда уйти.