Стоит ли Ozon миллиард долларов и кто его может купить?
Вопрос об оценке этого бизнеса возник на фоне сообщений о том, что компания может выйти на IPO в текущем году. Сейчас же Ozon свою бухгалтерию полностью не раскрывает.
В начале 2020 года, до введения карантина, Владимир Евтушенков (принадлежащая ему АФК "Система" – крупнейший акционер Ozon), сказал, что маркетплейс "полностью готов" к тому, чтобы стать публичной компанией. В то же время он отметил, что не видит необходимости спешить с проводить IPO, чтобы не продешевить. Так во сколько оценивают компанию эксперты?
В 2019 г. Forbes дал Ozon пятое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета и оценил этот бизнес в $694 млн или 49 млрд руб. по текущему курсу.
Однако в 2019 году RTP Global продал 11% в Ozon за 4,4 млрд руб. Это дает полную оценку компании в 40 млрд руб. или в $634 млн.
Исходя из оценки Forbes и данных по обороту компании за 2019 год, коэффициент P/S для Ozon равен 0,6. По прогнозам, в 2020 году он "сделает" более 100 млрд руб., таким образом его капитализация должна вырасти до 60 млрд руб. Таким образом, он будет стоить меньше заветного миллиарда долларов, но к этой отметке уверенно приближается.
Непубличность Ozon'a затрудняет его оценку, к тому же этот бизнес продолжает развиваться быстрыми темпами. В первом квартале этого года продажи выросли на 115% до 31,6 млрд рублей (с НДС, без учета возвратов). Такой динамики не было последние 15 лет.
Однако за 20 с лишним лет существования Ozon так и не вышел на операционную безубыточность. Руководство ретейлера заявляет, что необходимы инвестиции в логистику и компания находится "в нескольких шагах от прибыльности".
Ранее сообщалось, что интерес к инвестированию в Ozon проявлял владелец Amazon Джефф Безос, он даже встречался с гендиректором российского маркетплейса Александром Шульгиным. По словам представителей Ozon, Безос заявил, что видит в российской компании аналог своего детища – такого же "убийцы ретейлеров".
Между тем, в Ozon считают, что развиваются более быстрыми темпами, чем зарубежная корпорация. В мае Ozon отчитался о том, что продажи сторонних продавцов на площадке достигли 51% от оборота, превысив таким образом доходы от собственных товаров. "За 14 месяцев нам удалось достичь доли маркетплейса в обороте, к которой Amazon шел 16 лет", – заявила директор маркетплейса Ozon Анна Калеева.
В наших условиях, если твой поставщик не заплатил НДС, то это твоя проблема, а не налоговой или поставщика.
Зато по ТВ рапортуют о росте в индексе doing business Свернуть