Россияне сделают за рубежом до трети своих интернет-покупок
Жители России все больше тратят в иностранных интернет-магазинах. По итогам 2014 года объем таких покупок может достигнуть 240 млрд рублей, или долю в 25-30% от всех затрат россиян на сетевой шопинг, почитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Центре стратегических исследований Enter Vision.
Рост расходов, таким образом, более чем в два раза превысит аналогичный показатель предыдущего, 2013 года. По разным оценкам, приводимым АКИТ, Enter Vision и РБК.research, тогда доля покупок, совершаемых на иностранных интернет-сайтах, составила 16-20%, или 100-120 млрд рублей.
Кто ты, шопер?
Портрет покупателя в зарубежном им (по данным РБК.research): женщина (50,6%), замужняя (64,8%), с детьми 59,1%), в возрасте 25-34 лет (39,3%) живет в городе-миллионере (53,4%), но не в Москве либо Петербурге. Регионы показывают сейчас более динамичный прирост покупателей интернет-магазинов, отмечает генеральный директор агентства "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Самая большая доля среди таких покупателей – люди с доходом до 20 тыс. рублей в месяц (29,5%).
Чаще всего за границей покупают одежду (48,8%), на втором месте – аксессуары (34,6%), далее следуют бижутерия и обувь, отмечает старший аналитик, руководитель исследовательских проектов РБК.research Инга Микаелян.
Китайское нашествие
Рост популярности интернет-торговли вдаёт шанс новым игрокам, делающим ставку на Россию. Львиную долю этого пирога съест Китай, а точнее, Aliexpress. "В этом году результаты у Aliexpress будут баснословные, он станет драйвером роста трансграничной торговли", – приводит портал РБК мнение исполнительного директора АКИТ Виталия Жигулина.
Китайцы ворвались на русский рынок, захватив первое место в обороте трансграничной торговли (35%), оттеснив на второе и третье места eBay (30%) и Amazon (7,5%).
Популярность Aliexpress в России основывается на соответствии его ассортимента местному спросу. "Россия для китайского интернет-ретейлера – рынок стратегический: по числу трансакций она занимает первое место среди всех стран его присутствия, а по объемам – более 25% от выручки", – отмечает Бурмистров. Средний чек составляет порядка $20, объясняет он, к тому же магазин развивается за счёт регионов. По данным Бурмистрова, уже сейчас на Москву и Санкт-Петербург в выручке Aliexpress приходится всего 15 и 5% соответственно. "У них очень дешёвые товары, и ради цены покупатель готов рисковать тем, что ему привезут плохой товар или он не сможет сделать возврат денег при отказе от покупки".
Специфика спроса покупателей из России ярко отразилась и в результатах т.н. "Фестиваля одиноких людей". Это был 24-часовой марафон скидок на товары из Alibaba, проведённый 11 ноября. Русские заняли первое место по числу покупок, а в пятёрку самых популярных товаров, отправленных в Россию, вошли MP3-плееры, наушники, бытовые ящички для мелочей, нижнее бельё и пуховики.
Запад не сдаётся
Но и для западных магазинов место останется. "Публика у eBay или Amazon более привередлива, но и она вряд ли будет массово уходить в российский e-commerce или в офлайн из-за роста курса доллара и евро, – прогнозирует Жигулин. – Часть спроса действительно может переместиться на российские интернет-магазины, однако на сколько именно – сказать сложно".
Ни обвал рубля, ни новые трансграничные барьеры не смогут перевесить конкурентные преимущества иностранных магазинов перед местными.
Начиная с сентября курс рубля заметно ослабел. Но сокращения заграничных заказов через Интернет не произошло. Инга Микаелян отмечает, что русские ретейлеры большую часть все равно товара закупают за рубежом, и их розничные цены также привязаны к курсу иностранных валют: "Таким образом, для интернет-покупателей с ростом курса доллара ничего не изменится: разница в цене по-прежнему будет делать покупки в интернете за рубежом привлекательными".
В итоге российские ИМ по прогнозам, в ближайшее время могут немного потерять в доле рынка. В 2015 году доля покупок за рубежом может составить 25–35%, ожидают в АКИТ, оговариваясь, что на эти цифры будут влиять колебания валютных курсов.
Но весь рынок электронной торговли, по прогнозу АКИТ, вырастет в 2015 году на 20%. Для России сейчас актуальны процессы передела рынка интернет-торговли, включения в него офлайновых торговцев, в том числе зарубежных, возможного роста концентрации с учётом новых гонений на малый и средний бизнес со стороны государства, а также выбора стратегии развития. Всё это и определит, кто сохранит свои позиции на рынке, а кто уйдёт или будет поглощён.