Российский онлайн-рынок ежегодно растет на четверть
Российский рынок интернет-торговли ежегодно растет минимум на 25%. Такие выводы получены в результате исследования, проведенного East-West Digital News.
Объем российского онлайн-рынка в прошлом году составил $ 10,5 млрд. Сегодня есть все условия для того, чтобы к концу десятилетия он достиг $ 50 млрд. В первую очередь это интенсивные темпы роста: его объем ежегодно увеличивается минимум на 25%, а некоторые крупные онлайн-ритейлеры отмечают даже 2-3-кратный рост продаж. Уходят в онлайн ведущие офлайн-продавцы, такие как Auchan, Benetton, X5 Retail Group. Растут гибриды, одновременно занимающиеся онлайн и офлайн-торговлей.
Как мы уже писали ранее, в 2010-11 годах интернет-торговля стала основным объектом инвестиций в России. По данным венчурного фонда Fast Lane Ventures, с 2009 по 2011 год общий объем инвестиций в российские интернет-проекты вырос почти в 3 раза – со $154 млн до $537 млн в 2011 году. В этом объеме большую долю составляют вложения в стартапы в сфере электронной коммерции. Без учета IPO и данных по зрелым компаниям, этот сектор за два года получил $323 млн инвестиций. Общий объем российских и иностранных вложений за этот период составил порядка $1 млрд.
Помимо перспектив у российского онлайн-рынка по-прежнему достаточно много проблем. Аналитики East-West Digital News выделяют среди них слабое развитие электронной торговли в регионах, сложности с логистикой и доставкой, оплата при доставке (плохо развитое взаимодействие с банками и сервисами электронных платежей) и отсутствие квалифицированного персонала. Кроме того, от 20% до 80%, в зависимости от оценки – проходит по неофициальным схемам различного масштаба, от индивидуальных продаж до "серых" сделок в большом объеме.
"Имея 60 млн уникальных интернет-пользователей, Россия станет одним из крупнейших онлайн-розничных рынков в Европе. Прибавив к этому пока что слабое участие потребителей в сфере электронной коммерции, мы увидим огромный потенциал для роста интернет-магазинов. Сегодня в России всего 30% интернет-пользователей делают покупки в онлайне, в то время как, к примеру, в Германии – 97%. Еще один плюс в том, что конкуренция на русском рынке электронной коммерции относительно низкая по сравнению с Китаем и Бразилией, не говоря уже о странах Запада", – комментирует Дамиан Доберштейн (Damian Doberstein), один из основателей русского филиала глобального венчурного фонда E-Ventures.