Российская e-commerce - на пороге кризиса
Российская e-commerce – на пороге кризиса, считают эксперты. Большинство крупных ИМ, по сведениям "Известий", еще в 2013 году нарастили убытки. Это стало расплатой за политику расширения, когда почти все игроки одновременно увеличивали оборот, пытаясь отвоевать больший сегмент рынка. Сейчас же на общую картину может дополнительно появлиять спад потребительской активности.
По словам экспертов в e-commerce, все крупные интернет-продавцы в России потенциально работают в убыток либо в лучшем случае в ноль. До сих пор им удавалось жить и расширяться за счет инвестиций, но к концу года ситуация может измениться к худшему. Причем настолько, что на рынке грядет череда слияний и поглощений, а также веерных банкротств, которые мы сейчас наблюдаем в e-travel.
По сведениям "Известий", чистый убыток холдинга Ozon в прошлом году достиг 620 млн рублей, что, правда, лишь немногим больше показателей 2012 года – 610 млн рублей. "Сотмаркет" 70,1 млн рублей убытка, в то время как годом ранее компания была прибыльной (чистая прибыль составляла 18,8 млн рублей. Enter.ru увеличил убытки более чем вдвое – до 4 млн рублей, у KupiVIP убыток составил 530 млн рублей, в то время как 2012 год компания завершила с прибылью.
Все эти игроки в прошлом году активно расширялись, наращивая обороты. Оборот того же Ozon, по заявлениям представителей компании, вырос в полтора раза, у Enter.ru – в 2,5 раза. Ритейлерам нужно было финансировать растущие поставки. Кому-то (как, к примеру, интернет-магазину Lamoda) удавалось финансировать операционную деятельность за счет привлеченных инвестиций, прочие – наращивали убытки.
Надо отметить, что эта тенденция видна не только на российском рынке. Как ранее сообщал Oborot.ru, чистый убыток крупнейшего в мире интернет-ритейлера Amazon к концу II квартал 2014г. составил $126 млн, или $0,27 на акцию – 18 раз выше аналогичного периода 2013г., в то время как с 2002 по 2012 годы компания получала прибыль. Убытки связаны с серьезным расширением и связанными с этим инвестициями.
Однако в 2014 году рост российских торговцев в убыток уже может стать проблемой. Инвесторы не так охотно финансируют e-commerce. По мнению главы Ассоциации по развитию электронной коммерции Германа Клименко, слова которого приводят "Известия", инвесторы вкладываются в отрасль потому, что не могут просто "выскочить". Они надеются, что "интернет-проекты нарастят объемы, убьют конкурентов и поднимут цену, но рыночная практика демонстрирует несостоятельность таких амбиций".
В то же время экономический кризис не позволяет рынку расти прежними темпами, поэтому вырученных средств уже не будет хватать на наращивание оборота.
Эксперты в этой связи прочат рынку череду сделок слияния и поглощения. Это позволит сократить операционные издержки и повысить маржинальность. В этом году уже объединились онлайн-магазины "Ютинет", "Сотмаркет" и Е96, что позволило создать четвертого по величине игрока на рынке электронной торговли России.