Прием карт в Интернете подорожает. Но не для всех
Крупнейшие российские банки-эквайеры решили после 1 октября повысить комиссии для интернет-магазинов за оплату товаров картами, так как Центробанк не стал продлевать действие льготной эквайринговой ставки в размере 1%. Как сообщает РБК, речь идет о Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке, "Русском стандарте", Альфа-банке, Московском кредитном банке и банке "Открытие". Все они вернут тарифы к докризисным значениям. Тинькофф Банк не ответил на запрос издания.
Платежные системы с 1 октября возвращают на прежний уровень и межбанковские комиссии (часть эквайринговой ставки), которые также понижали (до 0,7%) на время пандемии, рассказали представители Visa, Mastercard и "Мира".
По словам руководителя департамента эквайринга ВТБ Алексея Киричека, параллельно со снятием ограничений по максимальным ставкам эквайринга платежные системы возвращают и уровень межбанковских комиссий. То есть, издержки эквайринга увеличатся, и сохранение ставки на уровне 1% будет просто убыточным.
Но Яндекс.Маркет заявил, что размер комиссии за приём и перечисление денег у него остаётся на уровне 1% до конца года. Площадка решила не поднимать ставку с окончанием льготного периода, который был установлен Центробанком весной.
А вот goods.ru разослал сообщение, что стоимость расчетно-кассового обслуживания для продавцов на площадке будет рассчитываться по стандартным тарифам и составит 1,5%. Данная ставка действует на все операции, связанные с оплатой за товары на маркетплейсе: оплату онлайн на сайте, наличными при получении, а также на оплату картой курьеру или в ПВЗ.
"Сообщаем вам, что ранее мы транслировали пониженную ставку за эквайринг-1,1%, которую получали от банков в связи с распоряжением Банка России о поддержке бизнеса в период пандемии. Пониженные ставки для нас действовали до 30.09.2020 и сейчас вернулись на прежние значения", – сказано в нем.
Ранее Центробанк с 15 апреля по 30 сентября ограничил комиссию за прием карт уровнем 1% от стоимости товара для онлайн-продавцов. Мера коснулась компаний из сегментов продуктов питания, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды и товаров повседневного спроса.
По данным участников рынка льгота помогла предприятиям пережить шок, связанный с ограничительными мерами, и позволила приспособиться к изменениям в каналах продаж.
В то же время, по данным Газпромбанка, ограничение эквайринговых ставок привело к сокращению программ лояльности по картам. При этом в банке не увидели снижения цен у ритейлеров.
Альфа-банк, наоборот, во время ограничений увидел рост оборотов по интернет-эквайрингу в льготных и иных категориях.
По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, ври введении льготной комиссии интернет-эквайринг стал дешевле приема платежей через POS-терминалы, что дало толчок к развитию приема банковских карт в онлайне.
В ВТБ прогнозируют, что повышение комиссии не повлечет серьезных последствий для предприятий интернет-торговли, так как этот уровень складывался годами и является экономически обоснованным.
Однако ряд экспертов, в том числе и Соколов отмечают сдедующее:
Существует риск, что интернет-магазины после повышения комиссий снова пересмотрят свои бизнес-модели и вернутся к использованию обычных POS-терминалов, что лишит покупателей удобства при совершении онлайн-платежей.
Сооснователь и гендиректор CloudPayments (обеспечивает прием платежей в интернете) Дмитрий Спиридонов допускает, что после отмены ограничений бизнес может начать закладывать расходы на уплату комиссии в стоимость товара, и, как следствие, в тех отраслях, на которые распространялось ограничение ставки, произойдет рост цен.
По данным на 2019 год плата за эквайринг в зависимости от вида магазина составляла 1-3% от суммы платежа. Для малого бизнеса она была еще выше – 2,5-3,5% в зависимости от оборотов.
Комиссия за эквайринг — это плата за прием карт, которую банки берут с магазинов. Основная часть тарифа — межбанковская комиссия (interchange, заработок банка — эмитента карты) — устанавливается в соответствии с правилами платежной системы. Оставшаяся часть — это комиссия банка-эквайера (отвечает за прием платежей в магазине) плюс комиссии в адрес платежной системы. Средний размер комиссии за эквайринг составляет 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или категории товара.