Приехали. В России могут запретить BlaBlaCar
Сервис BlaBlaCar может быть заблокирован на территории России из-за того, что "способствует незаконному предпринимательству".
Роскомнадзор может заблокировать BlaBlaCar по требованию прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края. Районный суд уже удовлетворил это требование. Сам BlaBlaCar обжалует это решение в апелляции. Тимашевский районный суд еще 12 сентября потребовал закрыть доступ к информации о совместных поездках, которая публикуется на сайте сервиса.
Пожаловалась на BlaBlaCar ассоциация "Региональный автотранспортный союз (РАС)", которая посчитала, что через сервис организуются регулярные маршруты нелегальных коммерческих перевозок. Прокуратура, в свою очередь, обратилась в суд с заявлением о том, что сервис способствует перевозчикам, не имеющим разрешения. В крае уже даже были наказаны несколько таких водителей.
Руководитель Центра правовой поддержки РАС Алексей Дынько уверен, что BlaBlaCar активно пользуются нелегальные таксисты, в том числе владельцы микроавтобусов и автобусов. Некоторые из них успевают делать по два-три рейса в день, что не является райдшеригном в его классическом понимании. По данным специалиста, после появления сервиса в регионе объем междугородных перевозок упал на 15-20%. По словам Дынько, нелегальные перевозки существовали всегда, но это не сильно влияло на рынок. Все изменилось с появлением BlaBlaCar. Сейчас по популярным направлениям "в тени" находится примерно такой же объем рынка, сколько и в легальном поле.
В BlaBlaCar о процессе против себя не знали, а о запрете публикации материалов узнали от одного из клиентов. Сервис полон решимости доказать, что райдшеринг законов не нарушает. В компании уверены, что пользователи сервиса не оказывают услуг такси, а лишь частично компенсируют затраты на топливо. Сами условия пользовательского соглашения не позволяют им использовать BlaBlaCar в коммерческих целях, да и тип машины и цена поездки ограничиваются программно. И, кстати, ни в одной стране мира сервис еще не сталкивался с подобного рода претензиями в свой адрес.
Управляющий партнер юрфирмы "Домащенко и партнеры" Роман Домащенко считает, что в запрете сервиса нет смысла. По его мнению, контрольным органам следует разбираться с каждым водителем-нарушителем в индивидуальном порядке. Компенсация своих затрат – это не предпринимательская деятельности, а вот попытка обойти правила сервиса – уже может быть основанием для административной ответственности.