Подготовлен новый вариант законопроекта о "российской полке"
Минпромторг подготовил новый вариант законопроекта о "российской полке" – как для ecommerce, так и для традиционной розницы. Таким образом власти рассчитывают повысить конкурентоспособность отечественной продукции, облегчив ее выход в федеральные сети.
Документ предполагает:
1) обязательное выделение для товаров каждой группы минимальной доли на полках,
2) приоритетную выдачу при интернет-запросах.
Законопроект предлагает считать местными не только российские товары, но и продукцию предприятий со всего ЕАЭС – из Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана.
Под новое регулирование могут попасть как непродовольственные, так и продовольственные товары (предыдущая версия законопроекта касалась только непродовольственных товаров – бытовой химии, косметики, одежды).
Минимальную долю локальных товаров на полке, согласно тексту документа, рассчитают от длины обращенных к покупателям фасадов по утвержденной формуле.
Необходимость квот для каждой категории товаров планируется рассматривать на межотраслевых комиссиях. Там квоту для российских производителей рассчитают, исходя из возможностей отечественной промышленности – сколько та реально может произвести для рынка.
Если, к примеру, производители дезодорантов способны обеспечить только 15% рынка, полка для них точно не будет больше этого показателя.
Для интернет-площадок предполагается правило приоритетной выдачи локальной продукции при запросе без указания производителя. Правда, в пояснительной записке говорится, что в остальных случаях пользователям могут предлагать локальную альтернативу.
Власти хотят повысить конкурентоспособность отечественной продукции, облегчив ее выход в федеральную розницу.
Однако в итоге речь может пойти о создании неравных условий и росте розничных цен на популярные позиции, говорят участники рынка.
Председатель АКИТ Артем Соколов отмечает, что рынок пока не познакомился с новой версией законопроекта. Но ранее идея вмешательства в поисковую выдачу магазинов и маркетплейсов, по его словам, вызывала отторжение: это может привести к оттоку как клиентов, так и продавцов.
Другие эксперты указывают, что введение обязательной квоты на присутствие российских производителей выглядит избыточной мерой, так как потребители и без того сейчас отдают предпочтение отечественной продукции.
Эксперты рынка продуктов питания риском для производителей считает неравные условия:
"Если одни компании получат приоритет, ритейлеры должны будут ставить их на полки часто вне зависимости от качества продукции, недополучая прибыль, это приведет к росту наценок на более привлекательные, но не попавшие под квоты товары".
Согласно замыслу авторов законопроекта, поддержка торговых сетей может осуществляться через присвоение им знака "Лидер российской торговли", для обладателей которого могут предусмотреть меры стимулирования.
Ранее ФАС спрогнозировала подорожание продуктов из-за введения "российской полки". Там указали, что торговля не сможет выполнить предложенные нормы, которые якобы не повысят конкурентоспособность российских товаров. Поэтому служба не поддержала даже концепцию законопроекта.
Минэк вообще посчитал условия законопроекта невыполнимыми, поскольку поисковая выдача в интернет-магазинах зависит от личных предпочтений покупателя. А те могут вообще не включать российских производителей.
Также читайте на нашем сайте:
- Когда на маркетплейсах появится "российская полка" и чем это грозит бизнесу?
- Отечественные товары будут "принудительно" показывать первыми в поисковой выдаче?
- Более половины товаров на российских маркетплейсах – импортные. Какова доля отечественных производителей в ТОП-5 категорий?
- Ксения Собчак успешно разобралась, как русские fashion-бренды захватывают и делят отечественный рынок (ВИДЕО)
- Вещи российских дизайнеров бьют рекорды на "Авито" и других площадках вторичного рынка
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.