Почему крупные российские онлайн-ритейлеры не торгуют в Донбассе и кто на этом зарабатывает
Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и другие маркетплейсы, крупные интернет-магазины не спешат выходить на рынки Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, несмотря на декларируемый властями курс на скорейшую их интеграцию. В связи с этим на данных территориях появился новый бизнес: посредники предлагают свои услуги по выкупу и доставке заказов с российских ecom-площадок за определенный процент.
Хотя официально руководство ни одного из крупнейших маркетплейсов не прокомментировало ситуацию, основные причины нынешнего положения дел очевидны.
Во-первых, это проблемы и риски, связанные с боевыми действиями, идущими в этих регионах. Во многих местах, даже там где нет боев, банально отсутствует доступ в Интернет. Обстрелы, заминированные дороги, диверсии – все это имеет место. Существуют реальные риски как для грузов и транспорта, так и для здоровья, жизни людей (как сотрудников, так и потребителей).
Во-вторых, никуда не делась очень высокая вероятность попасть под санкции за работу на этих территориях.
В-третьих, есть трудности с логистикой, опять же обусловленные военным положением. Таможню на границе с Россией вроде бы отменили, но свободного движения транспорта, грузов и людей там нет. На всех въездах, выездах и внутри этих территорий работает множество стационарных и передвижных блок-постов. И нередко у таких пунктов пропуска скапливаются большие очереди.
Блогер Игорь Димитриев, доставляющий благотворительную помощь в Мариуполь, Лисичанск и Северодонецк, пишет в своем Телеграм-канале, что по ключевым направлениям проезд грузовикам без специальных пропусков закрыт или серьезно ограничен. А получение таких документов связано в том числе и с ощутимыми неформальными расходами, на которые крупные компании скорее всего просто не пойдут.
Существуют и другие, более мелкие препятствия. Но для большинства онлайн-ритейлеров хватило бы и первой причины.
В то же время wordstat.yandex.ru показывает, что число поисковых запросов по ключевым фразам "Ozon Донецк", "Ozon Луганск" и аналогичных запросов про Wildberries по сравнению с прошлым годом выросло в среднем в 6–10 раз.
Данной ситуацией пользуются мелкие предприниматели, наладившие новый бизнес. Они собирают заказы на товары с маркетплейсов у местных жителей и сами привозят их покупателям.
Иногда это делается через сайт, но гораздо чаще каналом общения с клиентами являются группы в VK или "Одноклассниках".
Вот скриншот, сделанный в одной из них:
Как видите, за свои услуги такой сервис в Макеевке берет примерно 15% от стоимости заказа. В Донецке, где выше конкуренция и обороты, тариф может быть немного скромнее – 10%.
Как правило, посредники получают товары на свое имя в Ростовской области (чаще всего – в Ростове-на-Дону и Таганроге).
Покупатель может получить заказ либо прямо на дом, аналогом курьерской доставки, либо забрать их из организованного самими предпринимателями ПВЗ.
Как видите, это небрендированные, неофициальные ПВЗ (в магазинах "Вектор" и "Авоська"). Работают не по франшизе, а просто так. Они выдают заказы сразу из множества маркетплейсов и интернет-магазинов.
Данная сеть в Макеевке кроме Wildberries, Ozon, Яндекс Маркета заказывает товары для своих клиентов из DNS, Sunlight, "Детского мира", AliExpress Россия. Некоторые подобные структуры готовы привозить что-то и с китайских маркетплейсов, например с Shein. Есть те, кто возит лекарства.
По похожему принципу раньше работали мелкие предприниматели в России, доставляя товары из IKEA в те регионы, где ритейлер не был представлен и не осуществлял доставку. К примеру, в Ивановской области первые бизнесы, доставлявшие товары из IKEA, брали 30% от суммы заказа за свои услуги. Однако потом, когда таких перевозчиков стал не один десяток, тариф снизился до 10%.
Аналогом нового вида бизнеса также можно посчитать и так называемые "совместные закупки". Там, правда, был один нюанс: обычно заказчики объединялись в группы, чтобы совершать покупки по более низким, оптовым ценам напрямую у производителей, которые не продали бы ничего одинокому "физику".
Но сами маркетплейсы относятся к начинанию, мягко говоря, очень осторожно.
"Жители городов, регионов и стран, где нет собственной доставки Ozon, часто делают совместные закупки, которые для них организовывают частные лица или сторонние логисты. Это происходит стихийно, без участия компании", – прокомментировали журналистам ситуацию представители этого маркетплейса.
Т.е. сами онлайн-ритейлеры о существовании подобных посредников знают, но не работают с ними официально.
- ТОП-30 самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes: кто там кроме "Яндекса", Wildberries, Ozon?
- Банк "Точка" закупает товары в Турции в интересах селлеров Wildberries, Ozon и Яндекс Маркета. Как работает новая услуга?
- Эксперт предложил использовать для военных нужд логистику СДЭК, Ozon и Wildberries, вызвав споры в ecommerce-сообществе
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
раньше дозванивался и 70% вопросов/проблем решали/проясняли, но с января 2023-го года поддержка перестала быть круглосуточной, а днём (по Москве) до них дозвониться просто невозможно... Свернуть
... Подробнее