подписка
Подписаться
27/04/2020

Как пандемия и кризис меняют потребительские привычки россиян?

Как пандемия и кризис меняют потребительские привычки россиян?

Карантин и кризис заставили россиян пересмотреть свои потребительские привычки. Они начали отказываться от крупных покупок и кредитов. Потребители экономят на продуктах питания, выбирая продукты подешевле, утверждается в совместном исследовании Google и Ipsos. Зато растет спрос на онлайн-кинотеатры и онлайн-образование.

Бытовую технику отложили на потом

За прошедшие три месяца около трети опрошенных вообще отказались от покупки бытовой техники. Еще половина отложила это решение на неопределенный срок.

Среди тех, кто купил мелкую бытовую технику, 20% в итоге купили модель дешевле, чем планировали до начала эпидемии. 10,2% респондентов, наоборот, купили более дорогие модели, чем планировали, причем с начала апреля это число выросло более, чем вдвое.

Среди покупателей крупной бытовой техники 16% приобрели более дорогой товар, чем планировали, а 26% — более дешевый.

Гаджеты: выбирали подешевле

21% опрошенных отказались от покупки смартфонов, 37% отложили ее на срок более трех месяцев, а 24% — на небольшой период (до трех месяцев). Из тех, кто все-таки решил обновить телефон, 21% купили более дешевые версии, чем планировали год назад, и лишь 9% выбрали смартфон дороже, чем планировали.

Похоже обстоят дела и с другой электроникой. Порядка 19% респондентов вообще отменили покупку планшетов, а 24% — ноутбуков и компьютеров.  33% отложили приобретение планшета на длительный срок, а 21% — на короткий. В случае с компьютерами отложить покупку надолго решили 18%, а на срок до трех месяцев –  34%.

Одежда и обувь: отказать

37% опрошенных решили в ближайшие три месяца не пополнять гардероб. Еще 21% отложили это на более длительный срок, а 26% и вовсе отказались от покупок одежды.

Также в апреле выросло число тех, кто предпочитает бюджетные fashion-бренды и эконом-сегмент: на прошлой неделе таких насчитывалось уже 20%.

На каких продуктах экономят?

В апреле россияне активно закупали впрок товары личной гигиены, но сейчас доля таких покупателей снижается. На первой неделе апреля в тратах на эту категорию признавались 30% респондентов, на третьей – 25%.

Зато потребители начали экономить на кондитерских изделиях, алкоголе и безалкогольных напитках. Россияне стали покупать эти товары реже и начали переходить на более дешевые марки. Самая высокая лояльность брендам наблюдается в категориях "Молоко и кисломолочная продукция" и "Корма для животных", где 86% и 83% респондентов заявили, что продолжают покупать те же марки, что покупали ранее.

Существенно увеличилось количество доставок продуктов питания и готовой еды на дом — 38% и 34% респондентов стали делать это чаще, а 21% и 11% воспользовались такими услугами впервые.

Лекарства от вируса

Как на первой, так и на второй и третьей неделях апреля россияне значительно увеличили покупки противовирусных препаратов (29% стали покупать в большем объеме, на третьей неделе 22%). Но 13%  при этом перешли на более дешевые марки.

78%  респондентов стали чаще использовать средства защиты. В меньшей степени ситуация повлияла на покупки обезболивающих: их приобретают в тех же местах (79%) и тех же марок (82%).

Учеба – это не игрушки

В условиях самоизоляции онлайн-кинотеатры и музыкальные подписки стали еще популярнее — это отметили 24% респондентов. 41% начали активно пользоваться услугами онлайн-кинотеатров. Количество россиян, которые впервые воспользовались такими сервисами, увеличивалось весь апрель: с 14% на первой неделе до 16% на третьей.

Заметно перераспределился спрос в категории "Компьютерные, консольные и мобильные игры". Больше всего "пострадали" мобильные игры – каждый четвертый пользователь в апреле сократил траты на них.

Также 25% покупателей компьютерных и консольных игр заявили, что за последний месяц стали покупать меньше. Еще 16% стали тратить больше, а 5% признались, что сделали такую покупку в первый раз. Что касается внутриигрового контента, то 25% увеличили, а 22% наоборот сократили покупки.

Заметно увеличилось и продолжает расти число россиян, регистрирующихся на платных обучающих онлайн-курсах. 17% опрошенных впервые попробовали подобный формат, а 29% стали еще больше пользоваться данными сервисами. Онлайн-образование получают с очень прагматичным целями: чтобы найти работу или зарабатывать больше.

Осторожный оптимизм

Несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку и значительное изменение покупательских привычек, россияне настроены достаточно оптимистично. 14% респондентов ожидают налаживания ситуации в течение месяца, а еще 39% считают, что для этого понадобится 1-3 месяца.

Однако в финансовых решениях россияне осторожны. 86% опрошенных отказались и от покупок и от кредитов, либо отложили это решение на небольшой или длительный срок.

Прокомментировать
Форматирование текста
Читайте также
27/04/2020
27/04/2020
Кредитные каникулы для бизнеса: как их получить?
Как составить заявку, на что ссылаться и чего просить... Подробнее
Алексей А.
Начальник отдела, Торговля (Онлайн-гипермаркет, небольшая компания)
24/04/2020
Непродовольственную торговлю добавили в список пострадавших отраслей - обсуждение 2
Это не дистанционная торговля, чего вы морочите людям голову
Еще
Форум Тенденции развития Российские тенденции