К "Почте России" предъявили коллективный иск за задержку посылок во время локдауна
4Симоновский районный суд Москвы принял к рассмотрению коллективный иск против "Почты России" от 20 человек, отправлявших посылки за рубеж во время локдауна. Их отправления были доставлены с значительной задержкой. Поэтому истцы требуют от государственного оператора компенсацию общей суммой около 1,3 млн рублей.
Сумма иска сложилась из нескольких составляющих:
- Неустойка за нарушение контрольных сроков отправлений (3% за каждый день просрочки, но не более суммы, заплаченной за пересылку) – в каждом из 20 случаев это максимально возможный штраф.
- 50% от суммы неустойки – штраф, предусмотренный Законом о защите прав потребителей.
- Компенсация морального ущерба (200 тысяч на всех истцов).
Среди истцов есть и те, кто просто отправлял посылки родственникам или друзьям, и коллекционеры, ведущие обмен с коллегами по интересам. Их посылки должны были попасть в Евросоюз, США, Великобританию, Канаду, Мексику, другие страны.
Начиная с весны 2020 года международные отправления, которые доставляла "Почта России", стали приходить получателям с большой задержкой. В мае 2020 года официальное предупреждение о задержках с перечислением стран-адресатов появилось на сайте оператора. При этом принимать посылки и оплату за них почтовый оператор не прекратил.
В "Почте России" ссылаются на пандемию как "обстоятельства непреодолимой силы", то есть форс-мажор. С 27 марта регулярное авиасообщение между странами было практически прекращено. Что, безусловно, отрицательно сказалось на логистике.
Юридическая фирма, представляющая истцов, утверждает, что прекратилось только пассажирское авиасообщение, грузовое и почтовое перекрыто не было. Но в "Почте России" сообщили, что именно пассажирскими рейсами и доставляется подавляющее большинство мелких посылок, которые как раз и отправляют физлица.
Почтовые авиарейсы за рубеж действительно обеспечивались, согласились в "Почте России", однако их совершали лишь два собственных самолета компании и зафрахтованные партнерские рейсы. "Между тем для нормальной доставки международной корреспонденции требуется 1,1 тысячи рейсов", – сообщили в компании.
Упирают в "Почте России" и на то, что официально утвержденных нормативов для доставки международных посылок не существует. Каждая страна устанавливает свои собственные контрольные сроки доставки, однако в России сделать этого пока не удосужились.
Припомнил почтовый оператор и свою акцию по бесплатной доставке отправлений, которой могли воспользоваться те, чьи посылки за рубеж задерживались из-за пандемийных ограничений. Всего в результате этой акции "Почта России" отправила посылок на 11 млн рублей.
Тем не менее, истцы с оптимизмом рассматривают перспективу иска. Предварительное слушание по нему намечено на 23 апреля. До этой даты есть еще возможность присоединиться к коллективному иску – условия описаны здесь.
Эксперты говорят, что этот иск – хорошая возможность определить наконец в судебном порядке, является ли локдаун форс-мажорным обстоятельством для доставки почтовых отправлений, а также установить точные нормативы на сроки доставки посылок за рубеж.
Кроме того, эксперты отмечают, что нарушения сроков доставки "Почтой России" как международных, так и внутренних отправлений происходят постоянно. Таким образом, рассмотрение коллективного иска представляет интерес с точки зрения формирования положительной практики для отправителей.