Рассудить по-русски
Верховный суд РФ пояснил, в каких случаях суды могут рассматривать споры покупателей с зарубежными интернет-магазинами по российскому праву. Теоретически, такая возможность была и раньше – ее предусматривала статья 1212 ("Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя") Гражданского кодекса РФ.
Для применения российского права не обязательно, чтобы у площадки даже было свое представительство в России. Верховный суд предложил учитывать в качестве критериев, есть ли у онлайн-магазина русскоязычный интерфейс, рублевые цены и телефоны с российскими кодами.
25 июня Пленум ВС представил проект постановления "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации". Помимо прочего, в нем поясняется выбор применимого права к трансграничным потребительским судебным спорам. Верховный суд считает, что суды могут рассматривать претензии россиян к зарубежным интернет-магазинам по российскому праву, даже если в договоре купли-продажи указано иное.
Российское законодательство может применяться к таким спорам в одном из следующих случаев: либо контрагент осуществляет деятельность в стране места жительства потребителя, либо контрагент "любыми способами направляет свою деятельность" на ее территорию. Именно второе условие истолковано в проекте постановления.
Так, под направлением деятельности на российского потребителя ВС предлагает понимать "поддержание в сети Интернет сайта, содержание которого свидетельствует о его ориентации на потребителей из соответствующей страны".
То есть, если ценники приведены в российских рублях, а номера телефонов содержат российские коды, суды могут рассмотреть иск потребителя по российскому праву.
В то же время ВС предлагает не считать этот список признаков исчерпывающим. Например, покупку русскоязычной рекламы также можно расценивать как "ориентацию на Россию.
ВС предлагает распространять на зарубежные магазины российское право даже в тех случаях, если в договоре купли-продажи и пользовательском соглашении прописаны другие юрисдикции.
Старший юрист корпоративной практики "Дювернуа Лигал" Анна Сенаторова отметила, что разъяснение ВС, учитывая рост трансграничной торговли, требовалось давно. По мнению юриста, теперь потребители смогут лучше понимать правила игры и защищать свои права. Интернет-магазины же могут учитывать эти риски, составляя тексты своих публичных оферт и при формировании цен.
Правда, советник юридической фирмы "Косенков и Суворов" Александр Баев не столь оптимистичен. В комментарии изданию он отметил, что наличие русского языка не говорит о направленности магазина на российский рынок. В качестве примера он приводит ситуацию с русскоязычным сайтом локального магазина фермерских продуктов, работающего в Риге, который вряд ли заинтересован в привлечении покупателей из России. Отдельная проблема – заставить магазины исполнять решения российских судов на территории других стран.
Что экспортировать? Производство в РФ заведомо неконкурентно за редким исключением, тем более, производство на экспорт, с кучей прямых и косвенных налогов, с чудовищной стоимостью капитала и зашкаливающими рисками. Свернуть