Enter рассчитывает на мега-магазин
Enter запустил новый офлайновый формат, похожий на то, что уже реализовано у "Юлмарта", сообщает Retailer.ru. Большой магазин-склад, или "интернет-мегамаркет", как его называют в самой компании, начал действовать два месяца назад на Коломяжском проспекте в Санкт-Петербурге.
Мегамаркет занимает площадь в 2 180 кв. м, из которых 1 980 кв. м. приходятся на склад и 200 кв. м — на зал обслуживания покупателей, с ассортиментом из 16 тыс. товарных позиций (SKU).
Это решение укладывается в наблюдаемый сейчас тренд к "сращиванию" офлайна и онлайна у мультиканальных компаний. Ближайшее будущее, скорее всего, действительно будет за гибридными форматами.
Офлайн играет важную роль для Enter. Продажи в розничных точках Enter составляют весомую долю – 31,5%. Кроме того, за счёт общего увеличения числа посетителей и средней величины чека (из-за большего содержания высокомаржинальных товаров) оборота в офлайне, исходя из представленных результатов трёх кварталов 2014 года, растет быстрее, чем в онлайне. Продажи через сайт, "Контакт-cENTER", каталог и web-приложения, сформировавшие 68% оборота, выросли за 3 квартала на 34,4%, в то время как весь оборот Enter увеличился на 17%.
Идея "Коломяжского мегамаркета" – расширение доступных вариантов для покупателей, размывание границы между каналами продаж. Магазин-склад запущен для того, чтобы у покупателя было больше возможностей осуществить покупку "здесь и сейчас", комментируют в Enter. Сделать заказ можно как из дома по телефону или через Интернет, так и прямо в торговом зале с помощью терминалов самообслуживания. Во всех случаях товар выдается покупателю со склада сразу же после оплаты.
Эта возможность быстро получить товар является несомненным плюсом концепции магазина-склада, считает генеральный директор Wikimart и "Терминал.ру" Максим Фалдин.
В традиционных точках продаж Enter, площадью 150−210 кв. м (из них торговая — 60−90 кв. м), сразу доступно 6-9 тыс. позиций, остальное можно приобрести лишь по предварительному заказу через Интернет или по телефону. Раньше Enter активно открывал такие точки, а теперь постепенно от них избавляется. Их общее число в офлайновой сети за год к 1 октября 2014 года снизилось на 7%, до 109 магазинов.
Эксперименты с форматами — нормальная практика для ритейлера, реализующего мультиканальную стратегию, считает Фалдин. "Согласитесь, не очевидно, как именно между собой должны взаимодействовать офлайновая и онлановая части бизнеса", — отмечает он.
Enter здесь не пионер. Первыми компаниями, запустившими магазины-склады в России, были "Юлмарт" и "Ситилинк". Сегодня под управлением компаний работают 31 и 25 торговых объектов в данном формате соответственно. Wikimart изначально развивался по модели классического интернет-игрока. После слияния с "Терминал.ру" у него под управлением оказались магазины-склады. Сейчас объединенная компания ищет оптимальную модель развития интернет-магазинов и физической розницы.
Практика – критерий истины
В Москве Enter также в качестве эксперимента весной открыл стоковый магазин-склад где предлагает ассортимент в 10 тыс. SKU со скидкой до 70%. Кроме того, как рассказал на конгрессе RETAILER RUSSIA TOP-200 2014 DAY генеральный директор Enter Евгений Прохоров, компания изучает опыт других "гибридных" игроков и планирует запуск новых концепций.
Но мало правильно определить стратегию. В конечном счёте, успех или неудача поисков интернет-ритейлеров, как Enter, так и других, будет зависеть от того, как конкретно она будет осуществляться, как будут решаться новые возникающие проблемы. К примеру, для развития больших магазинов-складов ключевым значением могут стать величины арендных ставок.
По мнению директора инвестиционного брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге Александры Смирновой, пилотный магазин-склад Enter, несмотря на высокую конкуренцию, имеет шансы на успех. "Локация выбрана весьма удачно. Сейчас на севере города отсутствуют игроки, работающие в данном формате. Ближайшие полноформатные магазины "Ситилинка", "Киббери" и "Юлмарта" находятся в радиусе 2−2,5 км. Также расположение магазина удобно для осуществления доставки в Петроградский район города", — говорит она.
В случае если интернет-мегамаркет и дисконт-центр покажут свою эффективность, ритейлер начнет тиражировать форматы, сообщают в компании.