E-commerce в Центральной и Восточной Европе: все выше и выше
До конца года рынок e-commerce стран Центральной и Восточной Европы может вырасти на 18,5%. Основные игроки – Россия, Турция и Польша.
Об этом на конференции Webit CEE Digital Summit в Софии (Болгария) заявил исполнительный директор компании PayU Group Даниэль Николеску.
Объем российского рынка составляет 11,4 млрд долларов, далее идет Турция с 9,8 млрд долларов, а третью строчку занимает Польша – 7,4 млрд долларов. У Чехии, расположившейся на четвертой позиции, объем рынка составляет 2,4 млрд долларов, Венгрия и Украина – по 1,2 млрд, Словакия – 1 млрд, Румыния – 800 млн, Болгария, Словения и Беларусь – по 300 млн долларов, сообщает Searchengines.ru. Суммарный объем рынка составляет 36 млрд долларов.
В этой связи, любопытно сопоставить информацию по объему рынка и населению стран, а также количеству интернет-пользователей в них.
- Так, в лидирующей России проживает 141 млн человек, а Интернетом пользуется 71 млн.
- В Турции живет 74 млн человек, а Интернетом пользуются 42 млн.
- В Украине живут 45 млн человек, среди которых 26 млн – это интернет-пользователи.
- В Румынии проживает 21 млн, в то время как Интернетом пользуется 11 млн.
- Любопытная ситуация складывается в Чехии, где при 10 млн человек населения, 8 – это интернет-пользователи.
- Всего в регионе проживают 374 млн человек, а пользуется Интернетом – 201 млн.
Польша занимает первое место по количеству способов оплаты онлайн-покупок – их здесь более 25, а каждый среднестатистический поляк располагает одной банковской картой. Россиянам доступно более 20 платежных систем, а средний российских интернет-пользователь владеет тремя банковскими картами. Столько же карт и у румын, однако платежных систем в их распоряжении – более 15, по три карты есть и у украинцев, но платежных систем у них больше 12. По одной карте у чехов (более 20 систем) и венгров (более 10 систем).
- Что касается способов оплаты, то наличными чаще всего рассчитываются в Турции – примерно 90% покупок,
- Россия на втором месте – более 30%.
- Примерно по 20% у Чехии и Украины.
Более всего безналичные платежи популярны среди жителей Венгрии и Румынии – более 80%. В этих же странах меньше всего жалуют наличные платежи.
Важный тренд региона – это рост популярности мобильного Интернета при совершении покупок. По информации руководителя подразделения интернет- и мобильного банкинга и розничной торговли в регионе Центральная и Восточная Европа банка Unicredit Паоло Барбезино, неуклонно растет и количество мобильных пользователей, использующих интернет-банкинг. Таким образом они расплачиваются за покупки и услуги.
Еще одна существенная тенденция – это бум онлайн-торговли: более 65% интернет-пользователей ищут информацию о товарах в поисковиках и социальных сетях.
Социальные интернет-сервисы Pinterest и Polyvore расширили эту концепцию — здесь пользователи могут размещать изображения товаров, услуг или вещей, которые их интересуют. В результате получается некая сетка рекомендованных продуктов. Согласно статистике, при таком типе презентации продуктов количество покупок растет. По результатам исследования компании Gartner, 59% потребителей сделали покупки, увидев товар или услугу на доске рекомендаций Pinterest. На долю сервиса Polyvore приходится 20% всего онлайн мерчандайзинга в социальных сетях.
Эти данные привлекли внимание Staples — второго по величине онлайн ритейлера. Staples использовали Pinterest и Polyvore в рамках программы редизайна своих интернет-магазинов и физических торговых точек. Используя стратегии ассиметричного мерчандайзинга и опираясь на научно-исследовательские данные о психологии и поведении потребителей, компания Staples поставила задачу упростить выбор товаров на своих сайтах и в своих магазинах.
Арун Арора, главный вице-президент по электронной коммерции Staples, рассказал на собрании Национальной Федерации Ритейлеров (NRF) о том, как его компания использовала идею «курирования», чтобы помочь покупателям, перегруженным информацией, принимать решения о покупке быстрее и проще.
Для редизайна физических магазинов компания Staples пошла на сокращение огромного ассортимента товарных позиций. Это означало «выбор трех продуктов, которые наилучшим образом соответствуют потребностям потребителей по характеристикам и цене» — заявил Арун. Для тех покупателей, кто желает получить более широкий выбор, в магазинах Staples были установлены цифровые терминалы с доступом к огромному ассортименту товаров на сайте Staples.com.
Если говорить более конкретно, компания Staples применила стратегию ассиметричного мерчандайзинга, выкладывая вместе товары, которые не имеют очевидной связи. Аналогично тому, как рекламодатели используют изображения, чтобы рассказать историю, Staples группирует несвязанные товары, чтобы рассказать историю о том, как это сочетание товаров может удовлетворить потребности и цели покупателей. Например, компания Staples представила модели рабочей столовой и конферец-зала, поместив товары в контекст, что может стимулировать офисных менеджеров делать дополнительные, связанные покупки. Данная стратегия усовершенствовала традиционную выкладку рядами более простыми и привлекательными способами.
Начиная с октября 2013 года, когда заработал новый сайт, рост конверсий составил 100%. Площадь торговых залов сократилась с 2600 кв. метров до 1100 кв. метров при сохранении ассортимента. Использование ассиметричного подхода позволило Staples увеличить выручку и упростить свои интернет-магазины и физические торговые точки за счет сокращения количества товарных позиций.
Материал переведен и подготовлен на базе www.merchandisingmatters.com Свернуть