Две беды - выручка и маркировка. Почему приток самозанятых на маркетплейсы больше не бьет рекорды?
В этом году приток самозанятых на крупнейших маркетплейсах еще есть, но все более преобладающей формой организации бизнеса здесь становится ИП.
Именно численность индивидуальных предпринимателей на ecommerce-площадках растет быстрее всего. К такому выводу пришли аналитики Data Insight в своем отчете "Мониторинг селлеров маркетплейсов Wildberries и Ozon".
В конце 2023 годы темпы прироста ООО, ИП и самозанятых были практически равномерными. Но потом все изменилось:
В период с декабря 2023г. по май 2024г. произошло следующее:
на Wildberries
- на 18% выросло число ИП — до 285800
- на 11% выросло число ООО — до 34900
- на 12% стало больше самозанятых — до 22100
У Ozon за тот же период:
- на 10% выросло число ИП — до 207500
- на 19% число самозанятых — до 28400
- на 5% число ООО — до 41600
Однако это не значит, что самозанятым становится невыгодно торговать на маркетплейсах. Просто они все чаще меняют организационно-правовую форму бизнеса и становятся ИП. Для такого перехода много причин, но эксперты выделили две основные.
Во-первых, у самозанятых установлен лимит годового дохода – 2,4 млн рублей. А селлеры не без помощи маркетплейсов, ну и инфляции, конечно, начинают все чаще этот лимит превышать.
Во-вторых, в РФ вводится обязательная маркировка для все большего количества товаров, в будущем государство планирует замаркировать почти все возможное. А самозанятые по законку не могут торговать маркированными товарами.
Еще немаловажная причина – необходимость работать на маркетплейсе командой.
Так Ozon опросил продавцов и узнал , что 60% из них строят свой бизнес на площадке, используя наемных сотрудников. Каждый пятый продавец работает в паре еще с одним человеком, 19% — с командами в двое-трое людей. Продавцы на Ozon создали более 630 тыс. рабочих мест.
А, как известно, самозанятые не имеют права нанимать работников.
У других аналитиков есть совсем другие данные по количеству самозанятых на маркетплейсах. Там ситуация с самозанятыми выглядит еще грустнее.
Согласно исследованию Тинькофф Бизнеса и PRO Wildberries, по итогам I квартала 2024 года количество самозанятых на всех маркетплейсах не только не приросло, а вообще уменьшилось на 10% по сравнению с I кварталом 2023 года.
Согласно этому исследованию также:
Wildberries — самый популярный маркетплейс среди самозанятых: на конец I квартала 2024 года торговлю на площадке вели 57% таковых. На втором месте — Ozon (41%).
Среднемесячный доход самозанятых на маркетплейсах с января 2023 по март 2024 — 49 500 руб.
Самые популярные товары, которыми торгуют самозанятые: свечи, футболки, носки, сумки и платья.
Самый частый возрастной диапазон в сфере самозанятых— 30-34 года.
Среди самозанятых продавцов выше доля мужчин, чем среди всех селлеров: 51% против 45%.
За пределами Москвы и Санкт-Петербурга проживают 78% самозанятых продавцов.
Но аналитики Тинькофф Бизнеса и PRO Wildberries согласны с экспертами Data Insight в одном: главная причина снижения числа самозанятых на маркетплейсах – их переход в ИП.
В комментариях к этим новостям бывшие самозанятые соглашаются: да, действительно, перешли в ИП. И тут же делятся проблемами:
"Мы из самозанятости стали ИП. Но увы на "Озоне" из-за этого потеряли полностью кабинет. Начали в ИП заново. 1,5 года продаж на "Озон" – канули в никуда".
Но эксперты утешают: переход с самозанятости на ИП – позитивный шаг, который открывает больше возможностей для бизнеса, включая возможное участие в госзакупках и улучшение условий работы с банками и поставщиками.
Также читайте на нашем сайте:
- Никаких самозанятых! Власти Казахстана требуют брать курьеров в штат или оформлять ИП
- Самая бедная категория селлеров российских маркетплейсов: продают 27 товаров в месяц за 44 тысячи рублей, а их количество стремительно растет
- Минтруд рассказал, как будет регулировать занятость самозанятых и ИП на платформах типа UBER'а. Что же предлагает ведомство?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
... Подробнее
ни один из семи "подключившихся" операторов не смог вдуплить, чем отличается товар от вида товара и от типа товара...
зато каждый включал шаблонный ответ такого же бота...
а вы тут о таком, неосязаемом... исчезающем на глазах "контенте"... Свернуть