Автоперевозчики просят правительство РФ взять пример с белорусских властей. К чему это приведет?
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков просит президента РФ заблокировать въезд автотранспорта из ЕС по "белорусской схеме". В Беларуси с апреля запрещен въезд перевозчикам из ЕС. Однако в РФ этим примером руководствоваться не хотят, невзирая на огромные потери российского рынка автоперевозок. Рассмотрим аргументы обеих сторон.
В рамках очередного пакета санкций российским и белорусским автоперевозчикам в апреле заблокировали въезд в страны ЕС. Практически сразу же в Беларуси европейским автоперевозчикам запретили перемещение через таможенную границу ЕАЭС.
Грузовики из ЕС везут товары только до приграничных терминалов. А там их перегружают на белорусское авто или перецепляют полуприцеп с грузом на белорусский тягач. Игроки рынка ожидали соответствующих мер и в России, однако этого не случилось. Тем временем ситуация на рынке международных автоперевозок в России ухудшается. Именно поэтому российские автоперевозчики и обратились к президенту, приводя следующие доводы:
- Потери российских игроков из-за санкций Евросоюза, запретивших им въезд на его территорию, оцениваются в 9 млрд руб, а ущерб, нанесенный российской внешней торговле взвинтившими цены на направлении ЕС — Россия иностранными перевозчиками,— в 68 млрд руб. с увеличением в перспективе до 330 млрд руб.
- Работу на европейском направлении были вынуждены прекратить около 3,1 тыс. российских транспортных предприятий.
- Российские перевозчики для обхода санкций начали регистрироваться в Казахстане. Однако казахстанские законодатели считают, что таким образом ущемляются права местных игроков, и хотят ограничить возможности российских компаний.
- Представители Ассоциации автоперевозчиков посетили международные терминалы и считают, что те готовы начать работу по примеру белорусских коллег.
- О неготовности заявляет таможня. Однако их белорусские коллеги вполне справляются, к тому же для начала можно провести эксперимент хотя бы на одном пункте пропуска.
А вот какие доводы приводят противники контрсанкций.
- Санкции Беларуси против европейских перевозчиков нельзя назвать успешными. Процесс перегрузки или перецепки слишком продолжителен. Из-за чего часть европейских перевозчиков уже переориентировалась с маршрута по белорусской территории на перевозки в РФ напрямую через погранпереходы с ЕС.
- Есть большая часть грузов, которые нельзя ни перегружать, ни перецеплять. Туда входят аккумуляторные батареи, гвозди, предметы одежды, даже человеческая кровь.
- Перевозчикам придется брать на себя дополнительные риски, например в случае с перецепкой европейского полуприцепа — в случае попадания в ДТП.
В Минпромторге добавили, что решение требует четкого понимания готовности приграничной инфраструктуры и обеспечения беспрепятственного провоза таких товаров, как гуманитарные грузы, фармацевтическая продукция и продовольствие.
Глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что особой необходимости в российских контрсанкциях нет. Однако в мае он говорил, что если ограничение въезда европейских транспортных средств "будет сделано, как, например, у белорусских коллег — когда тягач может довозить непосредственно фуру до места назначения по перецепке,— то здесь большой проблемы логистической не будет".
Окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. На днях планируется проведение межотраслевого совещания, где представителям разных организаций и ведомств предстоит выработать единую точку зрения на этот вопрос.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.