Антикризисные рекомендации от "Яндекс.Маркета"
"Человек года" в российской ecommerce, руководитель "Яндекс.Маркета" Павел Алешин рассказал о трендах рынка и дал антикризисные рекомендации интернет-магазинам в своем докладе на конференции "Электронная торговля-2015".
По данным Я.Маркет и "Ромир", сильнее всего от спада пострадали сегменты электроники и бытовой техники.
Стабильными остаются сегменты товаров для дома и дачи и детских товаров. В последнюю очередь люди начинают экономить на детях, а в кризис предпочитают вкладываться в ремонт.
"Премиум" сегмент от кризиса почти не пострадал: кто покупал очень дорогие товары, тот и сейчас их покупает. А вот из среднего ценового сегмента потребители постепенно "спускаются" к более дешевым товарам.
Аналитик считает, что сейчас интернет-магазинам следует переориентироваться со среднего на более низкий ценовой сегмент и открывать другие категории: "В хорошее время люди хотят купить жильё. В кризис они понимают, что новое жильё не купят и начинают ремонтировать уже имеющееся. "Дом и дача" прекрасная категория", – советует эксперт.
Еще один из драйверов роста – детские товары
"Детские товары" сейчас — один из основных драйверов роста "Маркета". Их онлайн-продажи за год выросли на 60%, а число самих магазинов, размещающихся в этой категории на "Маркете" растет на 6% быстрее, чем общее количество ИМ на площадке.
Продажи подгузников взлетели за год вверх на 189%. "У тех, кто торгует подгузниками, кризиса нет",- заключает Алешин.
Однако, что же делать тем, кто вне "детского" сегмента рынка? "По-прежнему людей волнует цена, потом опять цена, потом опять цена, потом всё остальное", – продолжает Алешин. По наблюдениям специалистов, доля людей, сортирующих выдачу Маркета по цене, начала снижаться с апреля этого года. Как считает Алешин, это происходит потому, что "уходит" средний класс, перебираясь в нижний ценовой сегмент или вовсе отказываясь от покупок. "Отваливаются те, кто долго копил на дорогой айфон, искал, где купить подешевле и прочее".
Эксперт советует интернет-ритейлерам вспомнить о регионах, имеющих большой потенциал для роста. Пока что подавляющее число заказов приходится на Москву и МО — 56% от общего объема. Но регионы растут значительно интенсивнее, чем столичные Москва с областью и Санкт-Петербург.
Алешин уверен, что интернет-магазинам в условиях общего сокращения бюджетов и отсутствия "лишних" денег, пора научиться считать. "Если смотреть на магазины на "Яндекс.Метрике", то у половины Метрика не настроена, это говорит о том, что люди ей не пользуются"
В то же время, при правильном использовании веб-аналитики стоимость привлечения клиента можно значительно снизить. На Маркете стоимость по CPA-модели в 6 раз ниже, чем по СРС, отмечает Алешин.
Стоит отметить, что сами участники рынка отнеслись несколько скептично к данным от "Яндекса". Многие владельцы сайтов еще не остыли от перемен, вызванных фильтром "Минусинск", кто-то предъявляет претензии, что "Маркет" попадает в выдаче на первые позиции.
"В целом, продажи подгузников можно назвать "островком стабильности", но вот конкретно на "Маркете" у нас пока нет успехов, – поделилась с нашей редакцией руководитель отдела по работе с клиентами специализированного интернет-магазина многоразовых подгузников "Нашаляля" Елена Горбатенко. – Заказов было несколько, все закончились неудачно. Все до одного! Возможно, это стечение обстоятельств".