Райффазейнбанк: такого падения в рознице не было даже в 2009 году
В ноябре 2015 года оборот розничной торговли в России сократился на 13,1% в сравнении с ноябрем – 2014. Эти данные Росстата приводит в своей аналитике Райффайзенбанк.
Такого падения не было даже в 2009 году, отмечают аналитики банка. Нечто подобное наблюдалось только десятью годами ранее — в 1999 году. Продуктовая розница еще держится, но за счет того, что в нее перетекают деньги, которые ранее потребители тратили на непродовольственный товары. В ноябре продажи в non-food "усохли" на 14,6%. Практически так же в "М.Видео" оценили проседание продаж в сегменте БТиЭ. В первое полугодие 2015 года этот рынок сократился на 14% в сравнении с тем же периодом прошлого года.
Однако, как и во время кризиса 2009 года, интернет-торговля находится в лучшем положении, чем вся розница в целом. Потребитель приходит в Интернет в поисках лучшей цены и возможности сэкономить. Это показывают цифры того же "М.Видео", у которого за 9 месяцев текущего года онлайн-продажи выросли на 36%, а вся выручка в целом – только на 2,2%.
Онлайн-канал может занимать разное место в бизнес-модели разных компаний. Общее у них одно: в кризис значимость онлайна возрастает.
У "Детского мира" интернет-магазин является самым быстрорастущим каналом продаж компании, за первые девять месяцев 2015 года его оборот вырос в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общая выручка компании увеличилась только на треть.
В компании Inventive Retail Group ( которой принадлежат монобрендовые магазины re:Store, Sony Centre, Samsung, LEGO и Nike) признают, что посещаемость в офлайновых магазинах группы падает уже больше года, хотя продажи в рублях и растут. Сейчас группа год к году показывает 20% прироста продаж в сопоставимых торговых точках. Онлайн-канал в этой бизнес-модели "поддерживает" офлайновые продажи, сообщают в компании.
"В ситуации, когда мы открываем магазины в более консервативном темпе, наличие интернет-магазина позволяет потребителям получить желаемый товар даже там, где магазины не планируются к открытию совсем. Поэтому мы активно развиваем омниканальность", – рассказала Oborot.ru директор по продажам Inventive Retail Group Татьяна Клименко.
Обратная ситуация у Hoff: здесь скорее офлайновые магазины "работают" на поддержку популярности онлайн-канала. Доля интернет-продаж в совокупной выручке мебельной сети увеличилась за этот год почти на 40% и сейчас составляет порядка 12%, доходя до 20% в основных товарных категориях. В первом полугодии 2015 компания нарастила свой оборот (в рублях) на 27,8% в сравнении с январем-июнем 2014 года (при том, что общее падение рынка мебели составило около 20%).
"Чистые" интернет-ритейлеры отчитываются о похожей динамике. Так рост оборота компаний Wikimart и Ozon по предварительным итогам года приближается к 30-35% в рублях. Стоит учесть, что в долларах у всех компаний получатся гораздо более скромные цифры, с учетом падения курса рубля.
В США или Китае уже закрылись все интернет-магазины среднего класса ?
В Китае - таки-да. Площадки алибабы сожрали всю мелочевку. Но там поисковик отделен от торговых площадок, их не индексирует и в выдачу товары не выдает. Свернуть