подписка
Подписаться
23/11/2015

Китайским торговцам строят налоговую стену

В понедельник, 23 ноября, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии будут рассмотрены несколько вариантов повышения сборов на трансграничную интернет-торговлю. Если один из них будет принят, вопрос о неравных условиях в интернет-торговле для отечественных и зарубежных предприятий потеряет свою актуальность, поскольку покупать у иностранных торговцев россиянам, скорее всего, станет невыгодно.

В самом худшем для иностранных продавцов варианте за каждую посылку, стоимостью от €22 до €150 и весом не более 10 кг таможня станет взимать пошлину в размере €15. Если вес превышает лимит, то пошлина сборы увеличатся на 30% от таможенной стоимости.

Во втором варианте предусматривается обложение пошлиной в размере €10 всех посылок весом до 10 кг и стоимостью до €150. И те же 30% от стоимости приобретения в случае превышения веса.  

О столь неутешительных прогнозах сообщил "КоммерсантЪ", сославшись на анонимный источник, знакомый с ходом подготовки заседания. Как пишет издание, пока никаких окончательных решений о повышении пошлин Евразийской экономической комиссией принято не было.

"Говорить о том, что на нем (заседании – ред.) будут приняты какие-то конкретные постановления или резолюции, нельзя: совет ЕЭК будет обсуждать ситуацию, а к какому решению придет и придет ли — говорить преждевременно", – приводит "КоммерсантЪ" слова своего источника.

По сравнению с существующими ныне правилами беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов на сумму €1000 и весом до 31 кг, озвученные предложения выглядят попросту драконовскими. Тем более что ранее обсуждался лишь вопрос снижения порога беспошлинного ввоза товаров, и цифры при этом назывались от €150 до €500.

По данным исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова,  реализация товаров иностранных ИМ "находится в "серой зоне", так как 94% посылок из зарубежных магазинов отправляются в почтовых пакетах весом до 2 кг. "По правилам Международного почтового союза они не декларируются, реально оценить их стоимость сотрудникам ФТС крайне затруднительно, – отметил Соколов. – Системы учета этих посылок не существует ни в одной стране мира, технически это маловозможно, и создание подобной системы может занять много лет". Соколов также отметил, что "цены [для россиян] в зарубежных магазинах в среднем на 20% дешевле".

Председателя НАДТ Александр Иванов считает инициативу Комиссии не регулирующей, а запретительной. Он прогнозирует в случае ее принятия сокращение трансграничной торговли на 80%.

Мы обратились к крупным игрокам рынка с просьбой прокомментировать инициативы Комиссии.

"Проблема неравных условий с кросс-бордером сегодня актуальна для любого участника рынка электронной коммерции, продающего на территории России товар, в отношении которого уплачены таможенные пошлины и налоги. Важно при этом, с одной стороны, помочь легальному бизнесу, с другой стороны, не навредить покупателям", – обтекаемо ушла от ответа PR-директор "Викимарта" Евгения Лампадова.

Представитель "Связного" Мария Заикина высказалась более однозначно: "Объемы трансграничной торговли в последние 2 года постоянно увеличиваются, а темпы роста кросс-бордера в 2-3 раза превышают динамику отечественных игроков e-commerce. Заграничные продавцы становятся полноценными участниками рынка, поэтому "выравнивание" условий работы локальных и иностранных игроков логично". Кроме того, она выдвинула предположение, что разницу в цене, которая возникнет в результате введения пошлин, крупные зарубежные интернет-магазины могут субсидировать покупателям из собственной маржи.

Генеральный директор группы компаний Фотосклад.ру Алексей Банников уверен, что зарубежные, особенно китайские интернет-магазины располагают неоспоримым, но неоправданным преимуществом перед отечественными: налоги они не платят, а рынок захватывает самым наглым образом. В отношении беспошлинного ввоза товаров Банников высказался еще жестче: "Порог пошлины нужно опускать не до 150 евро, как планировали ранее, а до общеевропейского уровня в 20-25 евро. Тогда российские интернет-магазины смогут нормально развиваться, создавать рабочие места, а государство получать налоги".  

Представитель логистической компании "Молком" Полина Винокурова напоминат, что крупные российские интернет-ритейлеры уже не первый раз пытаются инициировать введение пошлины для обычных покупателей, мотивируя это тем, что "все должны работать в равных условиях". "Однако они лукавят, говоря о том, что иностранные интернет-магазины "убивают" российскую торговлю. Надо отметить, что, сегменты покупателей российских и зарубежных магазинов почти не пересекаются. Доля покупок за границей в общем объеме небольшая, а покупатели ориентированы на ограниченное число категорий товаров (электроника, одежда, обувь, аксессуары, товары для детей)", – говорит эксперт.

По её мнению, введение ограничений сократит количество постоянных покупателей в Европе и США, но вряд ли они станут постоянными клиентами российских онлайн-магазинов – скорее переориентируются на страны Юго-Восточной Азии и Китай, где стоимость товаров, даже с учетом введения предполагаемых пошлин, будет более привлекательной. То есть никакого «импортозамещения» не получится.

"Не нужно забывать о том, что большой поток посылок обеспечивает загрузку транспортной отрасли (Почта России, курьерские и транспортные компании), которая сейчас находится в сложном положении из-за снижения объемов перевозок импортных товаров и российских грузов", – напоминает Винокурова.

Алексей Петровский из MoneyMail также поднял вопрос о том, что думает по этому поводу "Почта России". При таких сокращениях объемов трансграничной торговли федеральный почтовый перевозчик пострадает одним из первых.

"Этот вопрос обсуждается продолжительное время. Почта России участвует во всех совещаниях по данной теме. Однако до принятия окончательных решений воздержимся от комментариев", – ответили Oborot.ru в пресс-службе "Почты России".

По данным партнера Data Insight Федора Вирина, в первой половине 2015 г. россияне приобрели в отечественных онлайн-магазинах товаров на 305 млрд рублей (+28% год к году), а в зарубежных – на 65,05 млрд рублей (+81%). Объем кроссбордера за 2015 год составит около 160,9 млрд рублей (+92%), из них 108,56 млрд рублей – покупки в китайских интернет-магазинах (годом ранее – 45,83 млрд рублей). Аудитория интернет-покупателей в России насчитывает 25 млн человек. 16 млн из них в 2014 году совершали онлайн-покупки в зарубежных магазинах (по результатам исследования Data Insight "Российские покупатели в китайских онлайн-магазинах").

*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.

Прокомментировать
Читайте также
Игорь Бахарев
24/11/2015
Кроссбордер: казнить нельзя помиловать
Крупнейшие игроки российской ecommerce и рынка логистики прокомментировали возможное введение новых сборов с покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах... Подробнее
20/11/2015
"Фабрика клонов" наращивает обороты
Rocket Internet отчитался о первом полугодии... Подробнее
19/11/2015
"Детский мир" отчитался за 9 месяцев
Компания представляет финансовые итоги работы за 9 месяцев 2015 года... Подробнее
Anton Shishkin
09/11/2015
УСН 15% расход на пересылку 4
Что-то мне подсказывает, что налоговая ТАК глубоко не копает. Есть подтвержденный расход на доставку? Ну и славненько.
Lovero
08/11/2015
Какие документы предоставить покупателю, если оплата через р/с? 3
Anton Shishkin:

Если совсем заморочиться, то можно ещё и оригинал счета приложить. А так, Вы всё делаете правильно. ТТН нужно, когда авто на юр. лицо оформлено.


Спасибо! Свернуть
Anton Shishkin:Если совсем заморочиться, то можно ещё и оригинал счета приложить. А так, Вы всё делаете правильно. ТТН нужно, когда авто на юр. лицо оформлено. Спасибо! Свернуть Еще...