$16 миллиардов чисто на еду! Foodtech весь год накачивали инвестициями
Всего за 2020 год заключили 695 сделок. Сумма вложенных в фудтех средств увеличилась по сравнению с 2019 годом на 60% (с $10 млрд до $16 млрд). Это 5,5% от суммы всех венчурных инвестиций в мире. Об этом говорится в аналитическом отчете венчурного фонда Fuel for Growth.
Самая крупная сделка за 2020 год — инвестиции в $3 млрд в Gojek, индонезийский аналог Яндекс.Go.
Наиболее востребованными стали проекты, связанные с созданием платформ для ecommerce и разработкой новых продуктов питания. Например, чаще всего в III квартале 2020 года инвесторы вкладывались в сервисы для доставки еды и маркетплейсы (32%), а также в производство полезных продуктов питания (25%). Изобретатели альтернативного мяса, молока и морепродуктов привлекли инвестиции в 18% случаев. Куда еще пошли деньги?
На стартапы в сегменте ХоРеКа (приложения для бронирования столиков, CRM-системы, программы лояльности и 3D-технологии для ресторанов) пришлось 15% венчурного капитала. Сервисы по персонализированному питанию вызвали получили 5% средств рисковых инвесторов, решения для сельского хозяйства и переработке мусора — 2%. На платформы по медицинским технологиям пришелся лишь 1%.
В 2020 году прошли несколько крупных IPO в сфере фудтеха. Например, платформа доставки еды DoorDash привлекла в ходе IPO $3,37 млрд.
По данным фонда Fuel for Growth, большая часть сделок приходится на США — 45%. Примерно 25% и 22% сделок совершено в Европе и в Азии, ещё около 8% заключены на Ближнем Востоке, в Южной Америке и Африке.
"Рынок FoodTech продолжает привлекать интерес инвесторов. Там, где государство не мешает быстрому старту проектов, мы видим рост инвестиций — это сервисы доставки и маркетплейсы. Там, где регулирование является барьером для быстрого запуска бизнеса (это прежде всего производство новых продуктов питания), объем вложений более осторожный", — прокомментировал ситуацию управляющий партнер венчурного фонда Fuel for Growth Андрей Зюзин.
В России рынок foodtech также переживает взлет, причем взрывным сегментом называют dark-kitchen – предприятие питания, готовящее еду только на доставку, там нет ни посадочных мест, ни самовывоза. Запущены "темные кухни" у таких сервисов, как "Самокат", "Кухня на районе", Bright Kitchen, Foody, "Готово". В 2020 году в этом сегменте совершено несколько сделок на сумму до 100 млн руб. каждая.
Обычные затраты на оборудование "темной кухни" – около 3 млн рублей. Требования по организации не отличаются от обычных ресторанов. В dark kitchen может быть переоборудована часть обычного ресторана. Этот сегмент рынка позволяет перепрофилировать недвижимость вдали от первых линий, но в досягаемости станций метро для развертывания доставки, а также в спальных районах.
Oleg Khudyakov З. КОНСУЛЬТАНТ ПРОДАВЕЦ, Торговля (мини-компания) |