подписка
Подписаться
20/05/2015

Онлайн-продажам авиабилетов "подрежут крылья"?

РОЦИТ (региональный общественный центр интернет-технологий) обратился в Роспотребнадзор с просьбой "упорядочить" онлайн-рынок авиабилетов и защитить интересы покупателей.

В обращении и  в статье о нем на сайте РОЦИТ фактически смешиваются две проблемы рынка – прямое мошенничество и ненадлежащий уровень сервиса. Иными словами, случаи, когда из-за колебаний курса валют стоимость билета  оказывается больше заявленной, приравниваются к случаям, когда посредник продал пользователю фальшивый авиабилет, списал деньги с карты и растворился в пространстве.  Роспотребнадзор призывают "разобраться" и с теми, и с теми. Способ "разобраться" один и тот же – черный список. 

Главной проблемой в сегменте онлайн-трэвел РОЦИТ посчитал отсутствие у фирм регистрации и физического адреса в России. 

"Отсутствие российской юрисдикции ведет к тому, что пользователь не может или даже не вправе обратиться в суд, чтобы возместить свой ущерб", – заявил Сергей Гребенников, директор РОЦИТ. Он предложил обязать онлайн-сервисы "регистрироваться или регистрировать представительства в России, указывать свои регистрационные данные на сайтах, немедленно реагировать на запросы пользователей".

РОЦИТ направил официальное письмо в адрес руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой. Центр призывает "принять предусмотренные законом меры реагирования", чтобы дать возможность пользователям защищать свои права "при ненадлежащем оказании услуг подобными сервисами [онлайн-бронирования] на территории РФ".

Еще раз подчеркнем, в письме уже речь идет не о защите от мошенничества, а о "ненадлежащем оказании услуг", а под эту расплывчатую категорию можно подогнать очень многое. 

"Мы надеемся, что данное обращение повлечет за собой внеочередное заседание комиссии ГД по информационной политике с участием представителей Роспотребнадзора, IT-отрасли и сервисов, предлагающих услуги онлайн-бронирования для предметного обсуждения проблемы и выработки механизма борьбы с подобными действиями", заявил Сергей Гребенников.

По его мнению, возможно, понадобится внести в законодательство изменения, обязывающие онлайн-сервисы регистрировать представительства в России, указывать свои регистрационные данные на сайтах, и оперативно реагировать на запросы пользователей.

"Правками должна быть предусмотрена возможность регулярного мониторинга таких сервисов, а также их ответственность в случае неоднократных нарушений и жалоб пользователей (например, первоочередной мерой может стать закрытие сайта и внесение его адреса в черный список Роскомнадзора)", – подытожил Сергей Гребенников.

Интересно, что в статье на сайте РОЦИТ среди "нечестных" назван довольно крупный и давно существующий сервис Senturia. А заканчивается текст практически прямым советом покупать билеты на Anywayanyday.

Ситуация живо напоминает скандал 2014 года, когда 31 марта компания AnyWayAnyDay разослала СМИ пресс релиз о том, что готовит жалобу в ФАС на "недобросовестную конкуренцию со стороны ряда игроков рынка онлайн-трэвел". В пресс-релизе AWAD обвинила "многих игроков" рынка e-travel, а в частности своих конкурентов – билетный сервис  OneTwoTrip, в том, что они, являясь оффшорными компаниями, "открыто игнорируют положения российского законодательства". AWAD  попросила ФАС разобраться с "недобросовестной конкуренцией" на рынке онлайн-трэвел операторов.

7 апреля, в новом письме, разосланном по редакциям СМИ, гендиректор AWAD Кирилл Подольский уже напрямую обвиняет OneTwoTrip в использовании зарубежной  регистрации для  (выражаясь дипломатически) "оптимизации налогообложения". Также в AWAD заявили, что "отсутствие российской регистрации нарушает права потребителей".

Возникает вопрос, не наблюдаем ли мы сейчас очередной виток той же самой конкурентной борьбы? 

РОЦИТ – некоммерческая организация, объединяющая в себя активных интернет-пользователей России. Считает своей миссией содействие развитию и распространению интернет-технологий в интересах граждан России.

Прокомментировать
Читайте также
Людмила Харитонова
06/08/2015
Возмещение судебных издержек 17
Pilot:

Возникла неприятная ситуация с клиентом - отправили груз транспортной компанией П**. Груз пришёл повреждённый, в компенсации компания-перевозчик отказала: на основании публичной оферты они не проверяют сохранность груза при приёмке от магазина. Получили от клиента досудебную претензию. Клиент требует возврата денег за товар и доставку, а также возмещения расходов на юристов (товар стоит 2000руб, 500руб доставка, юристы 20000руб).

Мы себя виновными не считаем, но готовы компенсировать стоимость товара и доставки. По ЗОЗПП мы обязаны возместить расходы клиента, связанные с приобретением товара ненадлежащего качества.

Вопрос. Имеет ли клиент права требовать возмещения расходов на юристов в рамках досудебной претензии?

Нет судебные расходы возмещаются только в рамках рассмотрения дела в суде- размер определяет суд Свернуть
Pilot:Возникла неприятная ситуация с клиентом - отправили груз транспортной компанией П**. Груз пришёл повреждённый, в компенсации компания-перевозчик отказала: на основании публичной офе Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
27/05/2015
Amazon официально оформил отношения с ЕС
В связи с ожидаемым изменением законов в Евросоюзе подразделение компании было вынуждено перевести свою деятельность в разные страны ЕС. Ранее Аmazon работал через подрядчиков... Подробнее
18/05/2015
Алибаба ответит за разбойников
Владелец люксовых брендов Gucci, Yves Saint Laurent и других подал иск на Alibaba за продажу подделок через принадлежащие китайскому гиганту два интернет-магазина, как сообщил 17 мая The Wall Street Journal... Подробнее
15/05/2015
Закон "О персональных данных" предлагают отложить
По словам интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, на локализацию его потребуется 3-4 месяца... Подробнее
Фролик
23/04/2015
Нет возможности выполнить заказ интернет магазина 21
roman_kostikov:

Не подскажете, в части источников пеня в 3% попадается, в часть 0.5%, какая из них для дистанционной торговли применима?


Для дистанционной формы продажи товаров есть статья 26.1 ЗОЗПП:

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Есть интересная статья: Статья 23.1

1. Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.

2. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.


При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

3. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

4. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

5. Требования потребителя, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Т.е. Вам нужно убедиться в том, что в оферте указаны сроки передачи заказа потребителю. А неустойка - как я и писал ранее - нужно понимание сроков, с которых эта неустойка будет считаться. Если сроки передачи Вы никак не обозначили, то в данном случае потребитель может наивно полагать, что сроки минимально возможные, т.е. сегодня-завтра как пример. Если сроки указаны - пусть пишет претензию с конкретным требованием, а они в ЗОЗПП указаны - либо возврат денег, либо требование передачи товара. Если он выберет второй пункт, то Вы ему можете ответить, что в соответствии с договором, который он заключил, оформив заказ, сроки передачи товара составляют столько-то. Вы можете предложить ему изменить заказ, отгрузив часть товара, затем допоставить остаток или оформить возврат оплаченной сверх суммы, но все опять же по требованию клиента, письменно. Свернуть
roman_kostikov:Не подскажете, в части источников пеня в 3% попадается, в часть 0.5%, какая из них для дистанционной торговли применима? Для дистанционной формы продажи товаров есть ста Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы